Главная/Рецензии/Три четверти века форпосту народно-инструментального искусства

Три четверти века форпосту народно-инструментального искусства

« Назад

22.11.2023 14:11

Ольга Шабунина

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА ФОРПОСТУ
НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Концерт к юбилею факультета народных инструментов РАМ имени Гнесиных прошел без особых церемоний, но добротно и ответственно. Оркестры, ансамбли, солисты двух кафедр стали участниками торжественного смотра «народных» исполнительских сил одного из самых престижных высших учебных заведений.

В 2023 году факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных празднует 75-летний юбилей. Старейшая в России кафедра высшего музыкального образования для исполнителей на народных инструментах открылась в 1948 году. (Подобный факультет в Ленинграде откроется только через двенадцать лет по инициативе выпускников московской Гнесинки.)

Факультет был основан в знаковое время для отечественной музыки. В этот период обращение к народным инструментам стало важной частью культурной политики Советского государства. Высшее образование придало народно-инструментальному искусству новый статус, а Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, переименованный в 1992 году в Российскую академию музыки, сделался теперь центром притяжения для музыкантов-народников.

Сегодня факультет народных инструментов – высшая школа для исполнителей на балалайке, малой домре, альтовой домре, баяне, аккордеоне, классической гитаре, мандолине.

Юбилею посвящена серия концертов и мероприятий, узловым из которых стал праздничный концерт в знаменитом зале в Малом Ржевском переулке 5 ноября. Торжественное событие прошло без особых церемоний, добротно, ответственно. Все внимание было сосредоточено на музыке и на исполнителях. В масштабном мероприятии участвовали оркестры, ансамбли и солисты. Причем на Гнесинской сцене унисон может быть равен целому оркестру. А таких унисонов было целых три: домровый, балалаечный и баянный. По одному оркестру от каждой кафедры – баянов и русский народный. В ансамблевой форме была представлена гитара и преподаваемая в курсе родственных инструментов мандолина в ее разновидностях. Одним словом, парад всех «народных» творческих сил высшей Гнесинской школы.

Дополнительную весомость придавало участие ведущих исполнителей современности, а преемственность исполнительской школы выражалась в соседстве в одном ансамбле народных артистов и студентов.

Острота и актуальность программы заключалась в сочетании неувядающих хитов «золотой классики» с репертуарными новинками.

Пожалуй, центральной интригой программы стало премьерное исполнение пьесы для аккордеона «Fugato furioso» Александра Некрасова в начале второго отделения. Студент Московской консерватории по классу композиции, выпускник-аккордеонист Гнесинского училища прикипел сердцем к народным инструментам. В его композиторском портфеле уже есть сочинения для русского оркестра. И, наверное, каждый композитор желает своим сочинениям таких неравнодушных интерпретаторов, как искрометная аккордеонистка Мария Власова. Автор присутствовал в зале.

Здесь протягивается арка в полвека назад. В 1973 году в Гнесинском зале присутствовал композитор-новатор Владислав Золотарев на премьере Рондо-каприччиозо, сыгранной Уральским трио баянистов. Сегодня эта пьеса исполнялась унисоном (ансамблем) баянистов в девять исполнителей, среди которых один аккордеонист, под руководством Семена Шмелькова.

Знаете, что такое баяны в Гнесинке? Это стилистическая точность, ровность звука, идеальная артикуляция. А о том, что представителей гнесинской баянной школы отличает интеллектуальная игра, мне уже доводилось писать. Академическое направление заложено и развивается баянным мэтром Фридрихом Липсом, переосмыслившим баян в качестве нового концертного инструмента. Маэстро – ровесник кафедры, отмечает в эти дни равновеликий юбилей.

Наглядным доказательством того, что в традициях РАМ имени Гнесиных не делают различия между аккордеоном и баяном, служит оркестр баянов и аккордеонов Академии, с выступления которого и началась юбилейная программа. Основные партии оркестра представлены аккордеонами, а два баяна выглядят дополнительными инструментами наряду с духовыми. Оркестр усиливается балалайками контрабасами и ударной секцией. По признанию руководителя оркестра Руслана Канеева, специфика такого состава – в его однотембровости и французском шарме из-за неизбежного «разлива» в настройке инструментов разных фабрик. Оркестр исполнил два фрагмента музыки Арама Хачатуряна, отдав дань 120-летию со дня рождения композитора – профессора Музыкально-педагогического института имени Гнесиных: «Приветственную увертюру» и чрезвычайно популярный в баянных оркестрах «Танец с саблями». В качестве оригинального произведения был сыгран Концерт для оркестра баянов и ударных Геннадия Чернова.

Дуэт баянистов Александра Комелькова и Дениса Коптелова с недюжинной виртуозностью, техничностью и артистичностью исполнили «Молдавский танец» Анатолия Шалаева. Два баяна звучали как целый оркестр, а с помощью мелкоамплитудного тремоло мехом имитировалось звучание этнических струнных.

Олжас Нурланов показал, что и один баян часто мыслится оркестрово, предложив сразу две транскрипции оперно-симфонической и камерно-вокальной музыки: «Песню Варлаама» Модеста Мусоргского и «Контрабандиста» Роберта Шумана – Карла Таузига.

Унисон домристов (руководитель Наталья Липс) мягко смодулировал от «меховых» инструментов к струнным исполнением переложения баянных вариаций Анатолия Суркова. В тембрах малых домр с участием альтовой пьеса прозвучала как хоровая русская песня. Вихревой танец «Калабрезе» Антонио Баццини, менее известный, чем популярный у домристов «Хоровод гномов», был исполнен с виртуозным блеском.

Балалаечник Никита Говоров, в игре которого с первых звуков угадывается его наставник Андрей Горбачев, поддержал современный оригинальный репертуар исполнением «Скерцо» Ефрема Подгайца.

Самый многочисленный, занявший всю авансцену, унисон балалаечников имени Нечепоренко со своим шефом Валерием Зажигиным в составе являл собой действительное единодушие. Звучание переложения скрипичного опуса Белы Бартока, обремененного подцепами, пиццикато, гитарными и другими разнообразными приемами звукоизвлечения на балалайке, местами напоминало отлаженный музыкальный механизм, где без видимых указаний руководителя синхронно отыгрывались мелизматические детали и воплощалась единообразная балалаечная исполнительская школа.

Путешествия по странам Европы и Средиземноморья продолжилось выступлениями ансамблей «Gnesins Guitar Girls» (руководитель Дмитрий Мурин) и «Московская мандолина» (руководитель Вячеслав Круглов). Два квартета – гитарный и мандолинный – показали себя с отличной художественной стороны.

Завершил юбилейный концерт факультета выход русского народного оркестра «Душа России» под управлением Владимира Шкуровского. Увертюра к опере «Норма» Винченцо Беллини в инструментовке руководителя оркестра замечательно вписалась в ряд увертюр к классическим и романтическим операм, так хорошо прижившихся в репертуаре русского оркестра.

Прима домрового искусства Екатерина Мочалова в сопровождении оркестра продемонстрировала безупречное мастерство и эмоциональный посыл в новом, написанном специально для нее сочинении Кузьмы Бодрова «Каприччио». И это продолжение повести о том, как развивается музыка для русских инструментов, как, благодаря исполнительскому мастерству артистов, композиторы включаются в этот процесс.

В «Полифоническом танго» Альфреда Шнитке почти серьезно показываются метаморфозы начального мотива от «детективной истории» к ламентозному высказыванию, развивающегося до страстного ариозо. Классическое, оригинальное и авангардное направление в репертуаре оркестра «Душа России» обнаруживает понимание репертуарных задач и широкий кругозор его дирижера и большие профессиональные возможности этого дружного музыкального коллектива.

Факультет народных инструментов – большая семья в Гнесинском доме. Увлеченность искусством и полная отдача делу заметны по особой манере общения этих творческих людей между собой и со слушателем на уровне мимики, взглядов, неуловимой энергетики. Они творят русское инструментальное искусство. Полный зал, собравшийся на этот концерт, – подтверждение высокого уровня этого искусства и его культурной нужности. Трансляция эфира десятикратно увеличила аудиторию.

Семидесятипятилетие – это определенная черта, веха в истории, за которой продолжается жизнь: наполненные трудом музыкальные будни и вдохновенные праздники. С юбилеем!

Запись видеотрансляции концерта

Все иллюстрации в статье – скриншоты с видеотрансляции



НовостиВсе новости
letter-white
info@tremolo.net.ru
Мы в соцсетях: