Главная/Рецензии/Откровение Добрыни

Откровение Добрыни

« Назад

12.04.2024 09:06

Ольга Шабунина

ОТКРОВЕНИЕ ДОБРЫНИ
о программе второго дня фестиваля «Музыка России»

Второй день фестиваля «Музыка России» прошел под знаком оперы. Нижегородский русский оркестр привез спектакль «Добрыня Никитич» Александра Гречанинова в концертном исполнении. Русской и мировой музыкальной культуре принадлежат шедевры русских классиков, известные «от корки до корки» с музыкально-школьной скамьи. Оперное творчество Гречанинова оставалось тайной за семью печатями и тому были причины отнюдь не музыкальные.

Сразу после премьеры в 1903 году в Большом театре сочинение получило одобрение публики, критики и самого Римского-Корсакова, учителя Гречанинова. Эмиграция композитора после революции положила крест на изучении его творчества в СССР, как и на памяти о нём. А оценка «Добрыни Никитича» ограничивалась штампом «подражательности» и «вторичности» стиля. В этом плане просветительская миссия Нижегородского русского народного оркестра имени В. А. Кузнецова во главе с Борисом Схиртладзе имеет огромное значение.

Сюжет оперы-былины, помимо главной линии, содержит множество побочных, соединяющихся между собой эпическим принципом или не соединяющихся вовсе. Завязка заключается в том, что вероломный Змей Горыныч унес в свою коллекцию невольниц Забаву, племянницу киевского князя Владимира Красно Солнышко. Киев здесь фигурирует лишь потому, что это мать городам русским, и ни по какой иной причине. Добрыня Никитич вызвался вне богатырской очереди освободить Забаву, а заодно и Змея извести. Дома остается безутешная жена Добрыни Настя, благосклонности которой домогается свободный от богатырских дел витязь Алеша Попович. Назло смеющемуся над ним народу Алеша задумывает сразиться со Змеем первым. Из побочных линий обращает на себя зарождающееся притяжение между одурманенным, случайно поддавшимся соблазну, Добрыней и соскучившейся по сильному плечу Мариной, выливающееся в глубокую страсть (превосходный любовный дуэт во втором действии). В третьем действии Настю насильно выдают за Алешу, но свадьбу расстраивает появившийся Добрыня. Добро торжествует, а низменные побуждения повержены.

Для концертного исполнения в гнесинском зале нижегородцы оставили лишь два отделения, купировав третье. Драматургически это было обусловлено усилением центральной сюжетной оси – того ради чего всё затевалось: Змей побежден, Забава возвращена, Добрыня – герой. Впрочем, сразу после вступления была исполнена песня Добрыни «Из-за гор» из третьего действия, что придало закругленность концепции: Забаву Добрыня спас, но и о жене своей не забыл.

Солисты с честью представили Нижегородский театр оперы и балета. Деятельная и заботливая Мамелфа, хранительница нравственных законов – собирательный образ всех меццо-сопрановых «мамушек и нянюшек» – была озвучена Татьяной Гарькушовой. Морально устойчивая Настасья Микулишна передана Еленой Сизовой в характере верной и ждущей Антониды и лирико-сопрановых главных оперных героинь. Не столь устойчивым оказался Добрыня Никитич в исполнении Георгия Екимова – баса с бархатными низами (роскошное нижнее фа-диез дало бы фору Кончаку) и отчасти расфокусированными в пределах допустимого образом верхами. Центральной героиней стала блистательная, явно знающая чего хочет, чародейка Марина в воплощении сочного меццо Валерии Горбуновой (в ее образе и Мнишек, и Марфа), ведь главный приз для нее – Добрыня. Колоратурное сопрано Ирина Котова, заливающаяся серебристыми верхами, словно алябьевский соловей, создала наивный девичий образ Забавы Путятишны. Тенор Владимир Куклев великолепно провел заковыристую партию Алеши Поповича – младшего брата трусливого Фарлафа и кичливого Галицкого.

Концертное исполнение, не давая простора для мизансцен, все же не устраняет артистизм. Веришь и слезам Мамелфы, и самодовольной усмешке Марины, и «горячему взору» Алеши в адрес Насти, в силу которого он сам не верит, поскольку затевает лишь большую игру.

Замечания о сильных влияниях в музыке Гречанинова имеют очень прочные основания. Тут и там слышны его предшественники: от Глинки до Римского-Корсакова. Вплоть до параллелей в сюжете, типизации действующих лиц, интонационных, мелодических, ладогармонических и фактурных совпадений. Отыскивать и вспоминать такие моменты, рассыпанные на каждом шагу – особое удовольствие.

Но традицией тоже надо уметь пользоваться. Если бы мы знали оперы Гречанинова так же подробно, как оперы Глинки, Бородина и других русских классиков, то нашли бы в них немало индивидуальных особенностей и вывели бы закономерности гречаниновского оперного стиля. Они, безусловно, есть.

Сочные полнокровные хоры – одна из сильных сторон оперы. Мастер хорового письма Александр Гречанинов применяет комбинации голосов в различных сочетаниях, удобные, выигрышные тесситуры. Хорам присущ особый мелодизм, основанный на народной интонации, и лирическая составляющая. Отлично сбалансированный, стройный, с молодыми свежими голосами, хор Нижегородской государственной консерватории (художественный руководитель Борис Маркус) старательно исполнил свою роль, спев за народ, пленниц и пленников Змея Горыныча.

Оркестр был настолько хорош, что о его присутствии часто забывалось. Об оркестровке речь особая, поскольку это переложение с симфонического на народный состав.

Партитура легла на народный оркестр, как будто и была написана для него изначально (автор инструментовки Венедикт Пеунов). Все группы оркестра используются мастерски и равноценно. Балалаечная группа применяется во всей ее полноте, включая и аккомпанирующие балалайки, играющие звучные фигурации. И кстати, в тембрах народного оркестра нивелируются многие аналогии с «чужими операми», бывшие явными в симфоническом звучании.

Среди особенных ударных, использующихся крайне аккуратно – бич, флексатон. Трусливость Алеши и комичность ситуации подчеркивает трещотка. Наиболее примечательно то, что в этой партитуре полностью отсутствуют уже прописавшиеся в русском оркестре медные духовые. Гобой вместо трубы – отличный пример эквивалента тембров симфонического и народного оркестров. Русский оркестр в его истинном составе способен на чудеса, надо только уметь распоряжаться его средствами.

Александр Гречанинов, кстати, был современником Василия Андреева, но ничего не написал для него специально. В репертуаре великорусского оркестра была инструментальная версия гречаниновского хора «Яр хмель» и Колыбельная. «Добрыня» был сделан раньше, чем Римский-Корсаков задумал включить в «Китеж» балалайки. Натяжкой было бы утверждать, что Гречанинов невольно ориентировался на балалайки, коль скоро его партитура органично легла на народный оркестр, но музыкальная атмосфера того времени была достаточно напитана звучанием мегапопулярного великорусского оркестра. И кто знает, какова была бы оркестровка «Добрыни», обратись композитор к этому сюжету на несколько лет позже.

Художественный руководитель Нижегородского оркестра Борис Схиртладзе проявил себя как виртуозный слушающий театральный дирижер. Он надежно поддерживал солистов, управляя двумя коллективами и регулируя баланс звучания, не перетягивал внимание на оркестр, и помогал затушевывать случавшиеся не особенно удачные кульминационные ноты.

Резюме вечера таково. «Добрыня Никитич» – замечательно красивая русская опера с великолепными хорами, виртуозными ариями и вокальными ансамблями, законченной драматургией и рельефно прописанными персонажами-типажами. Все это подтверждает мастерство композитора, самобытность и самостоятельность его творчества.

Спасибо нижегородским музыкантам и Борису Схиртладзе за эту музыку.

Исполать вам, Александр Тихонович! Исполать тебе, Нижний Новгород!

Запись трансляции

 

При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи активная ссылка обязательна. Оформление цитаты в печатных изданиях: Шабунина О. М. Откровение Добрыни: о программе второго дня фестиваля «Музыка России» // https://tremolo.net.ru/recenzii/view/otkrovenie-dobryni.



НовостиВсе новости
letter-white
info@tremolo.net.ru
Мы в соцсетях: