Академия народных инструментов
Балалайка, домра, гитара, гусли, мандолина, баян, аккордеон в концертной жизни России
Информационно-аналитический сайт
« Назад09.11.2023 06:26Ольга Шабунина ГУСЕЛЬНОЕ ВОЛШЕБСТВО Искусство игры на инструментах, считавшихся бытовыми, народными, исподволь, но все активней и настойчивей выходит под свет софитов большой концертной сцены. Звончатые гусли, благодаря успешной реализации гастрольной акции «Русских гуслей волшебный перезвон», предстали перед широкой публикой. Мастера гусельного исполнительства Ольга Алексеева и Константин Шаханов задали звону если не на весь мир, то в городах Черноземья и Поволжья.
Думаю, что со времен больших гастролей Великорусского оркестра Василия Андреева в 1912 и 1913 годах подобных масштабных концертных акций не устраивал ни один коллектив. Тогда оркестр, состоящий под высочайшим покровительством императора, путешествовал по железным дорогам в специальном вагоне, выделенном Министерством путей сообщения, и за полтора месяца выступил в 30 городах Российской империи. Теперь Белгородский академический русский оркестр под предводительством своего главного дирижера и инициатора проекта Евгения Алексеевича Алешникова устраивает концерты в 20 населенных пунктах Центральной России при поддержке Министерства культуры РФ. Вместе с оркестром в путешествие отправились гусляры Ольга Алексеева и Константин Шаханов. Задачи акции просветительские: обнародовать достижения в сфере гусельного исполнительского творчества и популяризировать гусли в качестве современного концертного инструмента. 25 октября 2023 года оркестр показывал гастрольную программу на родной сцене в Белгороде. Примечательно, что в программе представлены исключительно оригинальные сочинения и нет ни одного переложения – чрезвычайно редкое, практически не случающееся в русском оркестре, явление. Идея любви к отечеству и малой родине, выраженная в легендах, сказках, эпосе, песнях, проходила сквозной нитью через всю программу. А музыкальные экскурсии по другим странам и континентам лишь усиливали концепцию. Музыкальным приветствием прозвучал Полонез № 1 Василия Андреева, бытующий также с названием «Торжественный полонез» – один из самых играемых опусов «русского Тосканини», сочиненный изначально для балалайки с фортепиано. Это та пьеса, в которой балалаек, особенно прим, никогда не будет много. Белгородский оркестр с первых тактов впечатлил звучными басами, поддерживаемыми гулкими литаврами. Ненавязчивый модернизм – органично вписавшиеся в партитуру духовые и баяны. Впрочем, островок чисто «великорусского» звучания все же был: небольшой и стильный фрагмент в начале среднего раздела, когда басовые домры контрапунктируют с балалайками примами. Главное слово в концерте держали гусли звончатые.
Об артистичности, зрелом мастерстве и потрясающем искусстве интонирования на инструменте «гения чистой гусельной красоты» Ольги Алексеевой мне уже доводилось упоминать. Фразировка московской артистки на гуслях подобна скрипичной или вокальной, и это дорогого стоит. Под ее пальцами гусли раскрываются как техничный инструмент, с богатым арсеналом, дающим возможность исполнять различную фактуру, в том числе мелодию и одновременное сопровождение; исполнительские приемы включают флажолеты, аккорды, арпеджио, тремоло. Альтовые гусли в руках Константина Шаханова оказались аккомпанирующим партнером. Закономерно, что произведения петербуржца Константина Шаханова заняли бо́льшую часть программы. Композиторское творчество Шаханова тяготеет к цикличности, сюитности, черпает вдохновение в русском сказочном и музыкальном фольклоре. Вместе с тем, музыка этого композитора полна сильными эмоциями, разнополярными, порой обезоруживающими в своей искренности.
Концерт № 2 «Русская сказка» для гуслей с русским оркестром продолжает линию сказочных сюит, хорошо развитую в творчестве петербургского композитора Владимира Бояшова. Константин Шаханов наделяет фольклорных персонажей современными приметами. «В некотором царстве» все благополучно, и даже контрастная тема Серого Волка с диссонансами и синкопами не может нарушить благодушное состояние. Гусли ударами ладошкой подражают балалайке, оркестранты заводят частушку «под язык», а флажолеты гуслей переливаются, как шкатулка с самоцветами. Сказочная Василиса оказалась насколько Премудрой, настолько и Прекрасной, и характеризовалась вдохновенным оркестровым романсом в духе лайт-рок. Тема «Сивки-бурки» передается через песню «Ох, ты зимушка-зима», обретающую здесь характер вольного казачьего напева. В каденции солистка продемонстрировала головокружительные гусельные техники и приемы. Оркестр подтверждал свою роль равноправного участника соревнования с гуслями, – мощно и внушительно, в роскошной композиторской инструментовке. Константин Шаханов великолепно чувствует русский оркестр, давая массу разнообразнейших звучностей, и это свойство проявилось во всех его сочинениях. Композиционной «стреттной» аркой в финале вечера позвучала одночастная Фантазия на три русские темы для гуслей с русским оркестром, в которой также обнаруживаются сюитные принципы. В Фантазии цитированы подряд песни «У ворот гусли вдарили», «Ты воспой в саду, соловейко», «Как по морю синему», данные в виртуозном сочном изложении. Константин Шаханов также выступил открывателем в современном концертном контексте этнических духовых – жалейки и окарины. Владение гусляром народными духовыми инструментами имеет давнюю традицию. В 1910-х годах на жалейке с эстрады играл основатель концертного исполнительства на гуслях звончатых музыкант-самородок Осип Устинович Смоленский. Константин Шаханов экспериментирует с музыкальными стилями, помещая первобытные инструменты в стилистику World music. Примером тому сюита «Русь». В первой части «Иван да Марья» безыскусный тембр жалейки перекрасил, как сквозь цветной фильтр светового прибора, звучность всего оркестра (вот волшебство, так волшебство!), когда дублировки создают ощущение присутствия множества подобных, а вся композиция кажется инструментально-тембровым опытом на основе этнических попевок. «Плач Непрядвы», реквием по павшим в боях за родную землю, в тембре окарины прозвучал чистым откровением. Впервые пришлось услышать в концертном состоянии этот инструмент, за которым закрепилось реноме детской свистульки. Окарина плакала, словно голос доисторической эпохи, знающей все наперед, словно глиняный безобертоновый голос земли, откуда взят человек и куда он пойдет. Эти две пьесы могли бы составить самодостаточный в своей глубокой психологичности диптих, но сюита завершилась плясовым наигрышем «Тимоня» в обработке для дуэта гуслей и оркестра.
Триптих «Кельтские танцы» Шаханова для дуэта гуслей и оркестра провел младший коллега главного дирижера Михаил Токаев, показав хорошую дирижерскую выучку, задор, темперамент и способность увести за собой оркестр. В гусельной программе нельзя было забыть о преемственности исполнительских традиций. Своему педагогу, выдающемуся гусляру, Валерию Тихову Константин Шаханов посвятил «Балладу» из Концерта для гуслей № 1. Учредительница гусельной композиции Вера Городовская создала в содружестве с виртуозом-гусляром Всеволодом Беляевским обработку «Ходила младешенька». Обе пьесы с неизменным успехом исполнила в сопровождении оркестра Ольга Алексеева. Эмоциональным средоточием вечера стала обработка народной мелодии «Ты дума моя, дума» Константина Шаханова для окарины и оркестра. Первобытный звук окарины, ее незамутненный тембр совмещался с аккомпанементом в стиле рок. Барабаны выступали модулирующим звеном: и как атрибут архаического фольклора, и как необходимая часть рок инструментовки. Для усиления эффекта композитор включил в партитуру электрогитару. Пьеса для гуслей соло «Маленький принц» Ольги Алексеевой выявила гусельную фактуру в ее доверчивой обнаженности. Мелодия и сопровождение, флажолеты и аккорды, тихая хрустальная звучность, мерцание холодных звезд и живое, теплое чувство – все это гусли. Они фольклорны настолько, насколько каждый из нас связан с теми временами, когда миф был и историей, и наукой, и искусством.
В каждом отделении оркестр сыграл самостоятельные номера в качестве интермедий между выходами солистов. Две миниатюры из театрализованной сюиты «Сказ о Белогорочке» официального композитора Белгородской филармонии Николая Бирюкова «Тема земли Белгородской» и «Белогоров двор» иллюстрируют в звуках панораму тревожного пограничного края и музыкальные забавы богатыря Белогора. Популярное «Кругосветное путешествие» Александра Цыганкова – витраж из музыкальных эмблем народов мира, проносит слушателей по странам Средиземноморья и Балкан, Старого и Нового Света. При этом знайте, что если весь вечер на подставке у ног исполнительницы из оркестра располагается мандолина, то она непременно «выстрелит» – например, в мелодии «O sole mio». Особо отмечу блестящую работу ударной группы. Четыре исполнителя заведовали стучаще-гремящей «кухней» с невиданным проворством, иногда устраивая спринт в долю секунды в тыловой части сцены, чтобы успеть вовремя ударить в нужный инструмент. Вячеслав Рыбцов показал виртуозное владение не только обычной перкуссией, но и аутентичными идиофонами. Весь вечер он, играя на тарелках, успевал в паузах ритмично жонглировать палочками, а в бубен показательно ударял пальцами, ладонью, локтем и коленом в трех плоскостных измерениях. Под занавес вечера он внезапно появился, приплясывая, из-за кулис на переднем крае сцены, размахивая лезвием косы, словно кавалергард, и, выстукивая на нем замысловатые ритмы, затмил обоих гусляров в пьесе на бис «Березничек».
Ведущая обратила особенное внимание публики на труд дизайнеров, создавших новые облачения для оркестра с асимметричным кроем в гжельских мотивах. Представительницам прекрасной половины полагаются также элегантные головные украшения, напоминающие русские кокошники. Костюмы были сшиты специально для гастролей, но, наверное, станут альтернативой уже привычным малиново-алым одеяниям. Искусство игры на инструментах, считавшихся бытовыми, народными, исподволь, но все активней и настойчивей выходит под свет софитов большой концертной сцены. Слишком много лет «народники» творили под спудом, когда «академическая» братия в лучшем случае снисходительно на них посматривала, а в общем смысле и замечать не желала. Благодаря таким проектам, как созданная Евгением Алешниковым программа «Русских гуслей волшебный перезвон», общество начинает с удивлением открывать для себя, что гусли – это не только аксессуар мифологических сказителей или оперного Садко. Гусли в современном издании – это живое полнокровное концертное сценическое искусство, в котором действуют первостатейные исполнители и композиторы, обогащающие русскую музыкальную культуру и дающие новые стимулы для ее процветания. Фотографии из сообщества Белгородская филармония во ВКонтакте При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи – активная ссылка обязательна. Оформление цитаты: Шабунина О. М. Гусельное волшебство : О гастрольной программе Белгородского оркестра // https://tremolo.net.ru/recenzii/view/guselnoe-volshebstvo.
|
12 апреля 2024. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
11 апреля 2024 года. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных