Главная/Рецензии/XX Фестиваль современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России»

XX Фестиваль современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России»

« Назад

20.04.2023 10:25

Ольга Шабунина

ДВАДЦАТЫЙ, ЮБИЛЕЙНЫЙ, ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКА РОССИИ»

ХХ Всероссийский фестиваль современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России» состоялся с 2 по 6 апреля 2023 года в РАМ им. Гнесиных. В течение пяти фестивальных дней показывали свое исполнительское мастерство десять коллективов России и Беларуси.

У фестиваля теперь появился художественный руководитель в лице дирижера академического оркестра «Душа России» Владимира Шкуровского. Во вступительном слове художественный руководитель упомянул тех, кто стоял у истоков фестиваля, кто придумал эту идею: С. М. Колобков, В. К. Петров, И. Ю. Громов, В. В. Беляев. Инициаторы фестиваля понимали, что без нового композиторского репертуара русский народный оркестр развиваться не будет. В этом состояла изначальная идея фестиваля. Представлять современную музыку для русского народного оркестра, ту музыку, которая бы стала репертуарной (или не стала бы – здесь как в моде: что-то остается, что-то уходит без следа). Качественное артистическое исполнение фестивальных программ предполагалось само собой.

Возраст у фестиваля уже не детский, ибо двадцать лет – стабильная зрелость. Можно представить, что в скором времени организаторы выработают письменный, а не «негласный» устав о «целях и задачах» фестиваля, в котором также будет объяснено, по каким критериям отбираются оркестры и фестивальные программы. Фестиваль, помимо своей основной функции – показа современного репертуара, является смотром различных оркестров, среди которых есть всегда участвующие коллективы и есть обязательная категория приглашенных оркестров, расширяющая, как говорится, «географию» мероприятия.

День первый, 2 апреля. Оркестр колледжа им. Прокофьева и Оркестр «Академия».

23.04.02 Музыка России1

I отделение

В первом отделении первого концерта, 2 апреля, выступал Оркестр русских народных инструментов московского областного музыкального колледжа имени С. С. Прокофьева (художественный руководитель и дирижер – Кирилл Горячкин).

Фестиваль открылся по доброй традиции исполнением классики для русского народного оркестра. На этот раз – сочинением Николая Будашкина «Русская увертюра». Сочинение не часто исполняется, по сравнению с другими опусами Николая Павловича.

Музыка Будашкина в русском народном оркестра по значению сродни музыке Моцарта в общемировой музыкальной литературе. Музыка Будашкина – прозрачна, как слеза березы, и ясна, как солнечный луч на весеннем небе. Любая неверная нота в произведении Будашкина – это вопиющая фальшь, перечеркивающая и музыку, и исполнение.

Трактовка оркестра из города Пушкино – тот случай, когда музыку «не узнать в гриме». Побочные голоса и фигурации заглушали мелодию, а тембры баянов и духовых выходили на первый план, струнные (и домры, и балалайки) глохли в общей вязкой фактуре. Контрапункт решил, что он важнее мелодии, а украшение думало, что оно основной наряд. И это не оплошность звукорежиссера. Когда во второй половине произведения теряется музыкальное развитие и музыкальная мысль, невольно открываешь партитуру, чтобы свериться, действительно ли Николай Павлович так написал. И убеждаешься: нет, он написал не так.

Да, форма «Русской увертюры» Н. Будашкина непроста, выстроить архитектонику сложная задача, решаемая композитором с помощью тематизма и инструментовки. Со стороны исполнителя требуется чистота игры и вдумчивость трактовки. В этом исполнении эту задачу решить не удалось.

Вторым сочинением был избран вокальный дуэт Владимира Беляева «Талисман» на стихи А. С. Пушкина в инструментовке для русского народного оркестра К. Горячкина. Солистами выступили Валентина Серёгина (сопрано) и Богдан Хамперов (баритон). Произведение – образец романсовой лирики, так хорошо представленной в творчестве В. Беляева и хорошо подходящей к русскому народному оркестру. Стилизация под музыку пушкинской эпохи, выражавшей себя через романс.

Программу продолжило сочинение Сергея Плеханова «Ночная музыка» для малой домры и оркестра русских народных инструментов (солистка Екатерина Виноградова). Композитор трактует оркестр как импрессионистический инструмент, создавая пленэрные эскизы в звуках. На нежном прозрачном фоне раздается песня домры, сопровождаемая тембрами гуслей, гобоя, флейты пикколо. Композитор находит интересные сочетания инструментов: гусли плюс басы, ударные, вибрафон. Ночь – это не только трепетность и безмятежность, ночью может случиться всякое. В драматической серединке на первый план выступают баяны, духовые, литавры, ударные. В конце музыка звучит как иллюстрация к детективному кино. На своей стене ВКонтакте композитор благодарил исполнителей «за глубокое и очень музыкальное погружение в сложный мир образов», «за эталонную интерпретацию» «непростого текста» (https://vk.com/wall2342757_1572).

Центральным сочинением программы стали Вариации на тему Паганини для балалайки и русского народного оркестра японского композитора Хироми Яно. Солировал Олег Кожухов. В сочинении во всю мощь использована богатейшая штриховая палитра балалайки. Во вступлении гобой на фоне струнных запевает мелодию, в которой угадываются интонации темы, трансформированной композитором в духе народной песни (мотив вступления повторяется в вариации 8 «Интермеццо»). Вступающая балалайка, после небольшой ритмо-гармонической прелюдии, экспонирует тему, за которой идет тринадцать вариаций. Вариации, каждая из которых длится менее минуты, идут без перерыва одна за другой, но благодаря ясной жанровой определенности хорошо отличаются друг от друга.

Названия вариаций, среди которых эмоциональные состояния, танцевальные жанры, музыкальные термины, музыкальные инструменты, создают россыпь ассоциаций: ламентозные интонации (вариация 1 «Волнения»), скерцозность (вариация 2 «Акцент»), изломанная, капризная интервалика (вариация 3 «Мазурка», вариация 10 «Жадность»), «вечное движение», игра квартами по всему грифу (вариация 5 «Кварта»), медитации (вариация 6 «Восточная»), танцевальные ритмы (вариация 7 «Тарантелла»), ариозность (вариация 9 «Томление»), «злое» скерцо (вариация 10 «Полет»). В двух вариациях имитируется звучание инструментов, выглядящее как дружеский шарж. В вариации 4 «Гитара» на трех струнах балалайки воспроизведен гитарный аккомпанемент типа «бас-аккорд». В вариации 12 «Скрипка» обошлось, без смычка, конечно. Сначала балалаечник продемонстрировал бисерную технику двойным штрихом, в подражание скрипичному деташе, затем игру октавами. А благодаря особому балалаечному приему звукоизвлечения струн на инструменте казалось столько, что и не сосчитать – наверное, не меньше пяти. Саму себя балалайка в 13-й одноименной вариации чувствует как инструмент рок-ансамбля, увлекая за собой оркестр в бурном, стихийном движении в коде.

Несмотря на калейдоскопичность образов и настроений, отметим целостное впечатление, оставленное этим сочинением и пожелаем ему долгой жизни в репертуаре балалаечников.

В двухчастном Концерте для гуслей звончатых и оркестра русских народных инструментов Светланы Яшиной солировал Павел Лукоянов. Музыка первой части концерта наполнена светлыми, лирическими образами. Гусли выступают в роли благодушного сказочника, рассказывающего добрые детские истории о путешествиях по родной земле. Во второй части фантазия сказочника уносится в заморские страны, повествуя о чужеземных чудесах в легких джазовых ритмах.

Завершало первое отделение сочинение Владимира Пешняка «Русские фрески». Двухчастный концерт для оркестра разрабатывает две образные сферы, связанные с древнерусским музыкальным искусством. В первой части – вокальное начало: сказ, былина или многоголосная песни. Основной мотив повторяется у разных инструментов, обрастая вариантами, подголосками. Во второй части – инструментальное начало. Это сцена скоморошьих игрищ, где превалирует веселье, пляска, а среди ярмарочного балагана слышится наигрыш пастушьего рожка.

Подытоживая выступление оркестра из Пушкино, отметим сбалансированную, хорошо подобранную программу. Однако, оркестру не хватило уверенности, знания произведений, мастерства. Исполнители напряженно и старательно отсчитывали паузы, и… все равно не попадали в свое вступление. Участие учебного оркестра в фестивале такого масштаба должно мотивировать коллектив на более тщательную проработку материала, из которого делается музыка.

II отделение

Во втором отделении на сцене предстал Концертный русский оркестр «Академия» Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель и дирижер – Руслан Канеев).

Зрелым автором выступил на фестивале молодой композитор Александр Некрасов, представив свое сочинение «Concerto-Attacco» для балалайки с оркестром русских народных инструментов. В премьере солировал балалаечник Алексей Вродливец. Одночастный концерт насыщен сочными, одухотворенными, материально осязаемыми, темами: драматическое скерцо, романтическое ариозо, размышление. Используя в целом современный гармонический язык, автор добавляет вкрапления едва угадываемых интонаций народных песен и танцев.

Программу продолжило сочинение Натальи Хондо «Диалоги» – авторская версия для двух солистов и оркестра произведения, ранее написанного для оркестра. В новой редакции «Диалоги» – это разговор двух инструментов, символизирующих мужское и женское начало. Солисты, Юлия Кузнецова (малая домра) и Алексей Герасимов (альтовая домра), вполне справились с отведенными им ролями. В произведении три части: «Почти серьезно», «Наедине», «Разговор на равных». На протяжении триптиха диалоги принимают разный характер – от легкого флирта и беседы-согласия до выяснения отношений в джазовых ритмах.

Еще одна премьера в программе оркестра «Академия» – «Романтический концерт» для аккордеона в сопровождении русского народного оркестра Михаила Броннера. Солисткой выступила известная по всей России аккордеонистка Мария Власова.

Составная форма каждой из трех частей концерта дает возможность композитору играть контрастами, соединяя фольклорное и авангардное, спокойное и тревожное, созидательное и разрушительное. В первой части этнический танцевальный наигрыш сменяется резкими угловатыми ритмами. При большой роли ударных, особую значимость имеет зловещий тембр малого барабана. После эпизода раздумья хорал струнных с пассажами «сопротивления» у аккордеона звучит гимном, вселяющим надежду. В репризе возвращается этнический перепляс.

Во второй части медленный напев вроде колыбельной перемежается музыкой преодоления, диссонансы вторгаются в мирный образ, о хрупкости которого плачет аккордеон, как одинокая гармонь.

В третьей части преобладают синкопированные ритмы в оркестре, токкатная, импровизационная техника у аккордеона. В лирическом эпизоде кукушка или часы отсчитывают время. Снова композитор вплетает в сочинение мотив времени, противопоставляя временное и вечное, суетное и надмирное. В финале полнозвучный аккордеон, как полноводная река, заполняет пространство. Зарисовка народного празднества, которой оканчивается сочинение, дает уверенность в незыблемости жизненных устоев. Основательное получасовое полотно перетянуло на себя внимание и стало ударным завершением первого дня фестиваля.

Запись трансляции первого концерта 

День второй, 3 апреля. Оркестр им. Осипова и Оркестр им. Кузнецова.

23.04.03 Музыка России2

I отделение

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Андропов) Осипова подготовил лирическую программу и предстал в своем камерном облике. Дирижировал Евгений Волчков.

Оркестр начал свое выступление музыкой советского прошлого – «Праздничной увертюрой» Сергея Василенко. Парадная музыка эпохи больших строек и великих надежд, эпохи поэтизации труда простого человека и стремлений в светлое будущее. Увертюра написана в сонатной форме, хотя и не отличается выразительным тематизмом и особыми методами развития. Отдельно отметим участие в оркестре трубача, интеллигентно и аккуратно исполнившего свои сольные реплики – тот редкий случай, когда медные духовые органично вписываются в звучание русского оркестра, подчеркивая и усиливая семантику сочинения.

Два номера из сюиты «В монастыре» Виктора Малярова для звончатых гуслей с оркестром продолжили программу. На гуслях солировал Павел Лукоянов. Эти пьесы – эмоциональный отклик на церковное иконописное и певческое искусство, передача состояния, вызванного пребыванием в православной обители. Композитор предлагает инструментальную интерпретацию вокальных богослужебных жанров. В номере «Свете тихий» в декламации гуслей сплетаются признаки былины и богослужебного пения. В номере «Величит душа Моя Господа» продемонстрированы разные виды колокольного звона (набат, трезвон, перезвон), переданного оркестровыми средствами. Колокольность тесно соседствует со стилизованными монастырскими роспевами, подлинными обиходными мелодиями, имитированным клиросным пением.

«Концертино» Иосифа Тамарина для альтовой домры (солисткой выступила Юлия Неверова), – замечательный вклад в домровый концертный репертуар, показатель зрелости и мастерства исполнителя. Сочинение раскрывает музыкальные возможности альтовой домры, позволяя исполнителю продемонстрировать виртуозную пассажную и аккордовую технику, глубокий тембр и широту обертонов инструмента.

Завершила выступление оркестра имени Осипова мировая премьера – Симфония № 4 «Звуки земли» Игоря Красильникова. В сочинении переданы впечатления и образы одноименной книги Ивана Соколова-Микитова. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл с программными частями. В первой части «У светлых истоков» создается ощущение движения, идущего поезда или повозки, передаются чувства самозабвенно наблюдающего за природой человека. Интонационные и тематические аллюзии указывают и на «Свадебный поезд» Н. Римского-Корсакова и на «Грезы зимней дорогой» П. Чайковского. Вторая часть «Под звездным небом» – ноктюрн, пример вдохновенной «ночной музыки». Гобой поет колыбельную на фоне романтического аккомпанемента струнных. В среднем разделе изображается мерцание звезд. Третья часть «Сполохи» – скерцо, в котором живописуется игра света, хоровод световых вспышек, зарниц, озаряющих ночной горизонт. Четвертая часть «Река Верту́шинка на рассвете» по форме, как и первая, – сонатное аллегро. Во вступлении рисуется величественное явление природы – задремавшая река в предрассветной дымке; метко передано флейтами и гобоями пение проснувшихся птиц. В основном разделе рассказывается о жизни лесных обитателей, занимающихся своими привычными делами, деловито снующих туда и сюда. Аккордом птичьего щебетанья оканчивается эта симфония, отражающая детский наивный взгляд на мир и природу.

II отделение

Нижегородский русский народный оркестр имени В. А. Кузнецова (художественный руководитель и главный дирижер – Борис Схиртладзе) начал выступление с репертуарного, хорошо известного, произведения – «Русской рапсодии» Георгия Шендерева. Словно режиссерским прожектором выхватываются группы играющих на этой ярмарке народного музыкального искусства. Вот домристы соревнуются с балалаечниками в скорости исполнения задорных наигрышей, вот ансамбль удалых гармонистов, вот нежный девичий хоровод, вот концерт деревенских ударных инструментов.

Программу продолжило сочинение нижегородского композитора Германа Комракова – Сюита «Весенний праздник» для гобоя, английского рожка и варгана. На всех трех инструментах играл Виктор Поспелов. Композитор работал некоторое время в Якутии, изучал местный музыкальный фольклор. В трех частях сюиты («Утро», «Встреча», «Праздник») используются не только интонации якутских народных песен и наигрышей, но и применяется национальный инструмент – варган. Особыми ударными инструментами в оркестре рисуются шорохи якутской степи. Выразителен английский рожок в своем монологе. В зажигательном переплясе гобой звучит как этнический духовой инструмент.

Яркими красками, словно сочные полотна средневековых живописцев, в буквальном смысле слова заиграли две пьесы из Музыкальных иллюстраций по прочтении Шекспира Эдуарда Фертельмейстера. В номере «Офелия» воспевается неоднозначный образ нежной героини шекспировской трагедии. Ее тему проводят «невесомые» домры и продолжает дуэт флейт. Инструментовка подчеркивает впечатление средневековой музыки: гобой в роли барочного духового, гусли в роли старинной арфы. Именно такой ансамбль должен был услаждать слух датской аристократии. Большую нагрузку несут звуковысотные ударные с прозрачным тембром – вибрафон, колокольчики. Номер «Карнавал» иллюстрирует уличное праздничное шествие, с шутовством и арлекинадой, передразниванием и снятием масок.

«Осенняя симфония» Аскольда Мурова – больше сюита, чем сонатно-симфонический цикл, хотя и состоит из четырех частей. В драматургии отсутствует конфликт и драматизм. Музыка скорее выражает диссонанс между светлыми, но заведомо обреченными, чувствами и реальностями жизни. В сочинении преобладают минорные тона, тревожные состояния и ощущения одиночества и тоски. Инструментовка акварельна; большую роль играют печальные соло флейты.

Бо́льшая часть программы нижегородского оркестра состояла из произведений композиторов-нижегородцев (Г. Комраков, Э. Фертельмейстер, А. Муров).

Запись трансляции второго концерта

День третий, 4 апреля. Оркестр «Сибирь» и оркестр «Москва»

23.04.04 Музыка России3

I отделение

Программа Алтайского государственного оркестра русских народных инструментов «Сибирь» имени Е. И. Борисова (художественный руководитель и главный дирижер – Николай Комиссаров) началась Вторым вальсом-фантазией из триптиха «Темные аллеи» по прочтении И. Бунина для русского оркестра Владимира Беляева.

Образная музыка рисует определенные картины в приглушенных тонах. Тембр кларнета, несколько таинственный и сумрачный) подчеркивает настроение размышляющего на лоне городской природы человека.

В пьесе Владимира Пешняка «Токката» господствуют атональность и обилие диссонансов (в одном месте партитуры есть ремарка автора «возможны любые ноты, сохраняя общее движение»). Зародившись, как одинокий строптивый ручеек, движение, обретает неистовый характер, вовлекая все инструменты, затягивая в свой водоворот всё вокруг. В кульминации возникает хорал духовых, диссонирующие, раздирающие созвучия в гармонии постепенно обретают тональную опору и консонантность. Движение обрывается звенящей в пустоте высокой нотой у домр. Погребальным колоколом над полем битвы звучат тембры колоколов в исполнении электронного фортепиано.

Концерт для домры с оркестром «Времена года в Москве» Ефрема Подгайца – пример необарочного сочинения. Исполненный оркестром финал цикла, «Зима» (на домре солировала Анастасия Маненко), отправляет в музыкальное зазеркалье, «назад в будущее», оставляя ощущение звучания барочной музыки, но переинтонированной в современном ключе. Переосмысливая барочные остинатные формы, композитор соединяет авангард с джазом, обостряет метро-ритмику и интонационные связи.

В сочинении «Тобольские царевны» композитор Елена Демидова, как было сказано ведущей в предваряющем слове, «размышляет о женской судьбе в России, рассуждает на тему стойкости и силы духа, делает вывод, что благородство личности помогает выстоять в самых нечеловеческих условиях».

Фантазия написана в стиле эклектики, с многообразными отсылками на музыку русских композиторов прошлого: от Прокофьева до Римского-Корсакова и Мусорского. Словно собор Василия Блаженного, составленный из сооружений разной высоты, размеров и форм, гармония которого заключается в переливающемся разноцветье, «Тобольские царевны» представляют череду эпизодов. Тяжелая суровая музыка вступления сменяется торжественным хоралом, напоминающим о прежнем величии разрушенной императорской династии. Соло гобоя, олицетворящее, женское начало, русский девичий хоровод, колокольный перезвон, неожиданно перерастающий в туземный пентатонный танец, эпизод, напоминающий об оперных сценах коронации или царского славления – все это соединяется между собой по принципу монтажа.

Обработки Григория Зайцева «Семь русских народных песен» для голоса и оркестра созданы в эстетике минимализма. В исполнении меццо-сопрано Надежды Гончарук и оркестра прозвучали три номера из этого цикла. При всей свежести и оригинальности, обработки Г. Зайцева очень почвенны, устойчиво стоят на фундаменте русской классики, тесно связаны и с оркестровыми миниатюрами А. Лядова, и с неофольклоризмом Г. Свиридова и с симфонизированными народными песнями С. Рахманинова. Остинатная формула в оркестре в номере «Ох, ты, масленица-кривошейка» рисует то ли бубенцы масленичной тройки, то ли гомон почувствовавших весну птиц. В номере «Что ты, Сашенька, радость, приуныла» солистка ведет рассказ на фоне колористического сопровождения оркестра: дышащий пульсирующий фон с микрорепликами отдельных инструментов. Аккомпанемент обработки «Как на речушке жестяночка лежала» основан на ритмо-мелодическом остинато, наряжающееся в разные тембры; вокал дополнен выразительной мелодекламацией в технике экмелики. Отметим артистичность солистки, полностью погрузившейся в «деревенский» образ «народной» певицы. Вокально-оркестровые миниатюры Г. Зайцева стали украшением и доминантой программы барнаульского оркестра.

Постлюдией прозвучал Третий вальс-фантазия В. Беляева «Темные аллеи».

II отделение

Второе отделение концертного вечера занял Русский народный оркестр «Москва» Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижер – Николай Алданов).

Выступление началось с «Симфонии-партиты» Ефрема Подгайца в шести частях. Это авторская версия для русского народного оркестра произведения ранее написанного для клавесина. Стилистическое смешение шести частей («Прелюдия», «Фуга-вальс», «Ария», «Рэгтайм», «Жига-сарабанда», «Ноктюрн») отсылают и к баховским сюитам и к музыке эпохи романтизма и современности. В этом произведении, не цитирующем и не имитирующем ни одной народной мелодии, неожиданно по-русски проявились инструменты русского оркестра. Балалайки отозвались щемящим пиццикато по одной струне. Гусли и домры раскрылись в своих тембрах.

Барочные и романтические аллюзии в авангардном стиле продолжились в Концерте-фантазии Ефрема Подгайца «Декабрь» для балалайки и оркестра народных инструментов памяти В. А. Кузнецова. На балалайке солировал Андрей Горбачёв. В сочинении разрабатываются образы надвигающейся неизбежной стихии, перед которой смиряется все живое. В тему балалайки с изломанным мелодическим рисунком вкрапливается трепетные и тревожные мотивы вьюги. Средний раздел – «большой вальс» с конструктивистским оттенком, жанровый и понятный, но в то же время оборачивающийся разрушительной стороной. В репризе – одинокая тема восстает из груды пепла. В коде создается «райская» музыка с порхающими райскими на фоне тикающего времени.

Сочинение Астора Пьяццоллы «Fuga y misteirio» (солисты Роберт Рахимов, баян и Григорий Шварц, вибрафон) сочетает традиционные формы в авторской трактовке. Фуга звучит в ритмах танго, а во втором разделе атмосфера эстрадно-парковой музыки с беспечно-прекрасной мелодией у баяна дополняется воздушными контрапунктами у вибрафона. Виртуозные джазовые импровизации у обоих солистов завершают пьесу.

Кульминацией программы стала сюита Альфреда Шнитке из музыки к кинофильму «Мертвые души» в составе: «Интермеццо», «Полька», «В доме Манилова», «Галоп». Эти пьесы должны были быть пародией на персонажи киноленты и их нравы, но вне контекста звучали по-настоящему. Во многом тому способствовала переинструментовка с нивелированными пародийными тембрами, заданными композитором в симфоническом оркестре, и приданным ей значением «нормального», типового русского народного оркестра. Деловитое фугато в интермеццо, сопровождаемое отсчетом времени, рисует образ предприимчивого, не теряющего ни секунды, героя. В буффонадной напыщенной польке удалось сохранить черты комедийного несоответствия благодаря тематизму, который при любом инструментальном макияже остается буффонадой. Совершенно искренне звучит романс, сентиментальный, но не теряющий свой красоты, лишь в конце впечатление перечеркивается карикатурными «вздохами». В ритмах галопа, кажущегося гимном глупости, создается общее смятение.

Пьесу Александра Цыганкова «Под гармошку» оркестр «Москва» исполнил на десерт – с юношеским задором и с чередой спецэффектов. Музыканты вставали со своих мест, исполняя сольные фрагменты (а режиссер видеозаписи редко когда успевал за ними следить), ударники выскакивали на авансцену, то жонглируя пилой, то деревянными ложками, то руководя квартетом кухонных кастрюль на дровяных ко́злах. Фольклорные духовые то аукались из разных мест оркестра, то изображали рев заблудившегося деревенского теленка; даже дирижер дал заключительный ауфтакт, дуя в жалейку. Всё это веселое скоморошество изрядно понравилось публике и оставило довольными оркестрантов.

Запись трансляции третьего концерта

День четвертый, 5 апреля. Оркестр Череповца и Оркестр Белгорода

23.04.04 Музыка России4

I отделение

Программа Губернаторского оркестра русских народных инструментов Вологодской областной государственной филармонии имени В. А. Гаврилина (художественный руководитель и главный дирижер – Галина Перевозникова) состояла из двух произведений крупной формы.

Первым была исполнена сюита Михаила Броннера «Вечная любовь» (Три романтических послания) для альта, домры и оркестра русских народных инструментов. Солистами выступили альтист Сергей Полтавский и домристка Кристина Фиш.

Композитор в своем творчестве не делает разницы между инструментами симфонического оркестра и инструментами русского оркестра – они равны для него, каждый со своими тембрами и возможностями, а потому хорошо сочетаются в ансамбли.

«Три романтических послания» – это история любви, рассказанная в тембрах альта (на этот раз смычкового) и малой домры. В первой части в ритмах медленного танго зарождается разговор, доверительный, содержательный, о чем-то глубоком, философском и, в то же время, личном. Возможно, разговор на расстоянии – ведь это послания, – когда каждое слово взвешенно и обдуманно. Во второй части разговор приобретает взволнованный оттенок, но это скорее не спор, а диспут. О чем? Опять о вечном. Хорал умиротворения в конце подчеркивает объективное начало. В третьей части альт и домра обмениваются выразительными мелодиями. В напряженной середине на остинатном аккомпанементе возникают реплики обоих солистов. После краткого эпизода «разногласия» (уговаривающие интонации альта и капризные возражения домры) побеждает любовь и разум.

Концерт для балалайки, фортепиано и русского народного оркестра Татьяны Сергеевой (солисты Константин Захарато, балалайка и Ксения Есеева, фортепиано) – еще одна версия дуэта в сопровождении оркестра. Поначалу очень отстраненных друг от друга, несочетаемых сущностей – балалайки и фортепиано. Они несовместимы и, казалось бы, не собираются настраивать коммуникацию через музыкальный ров, пропасть, отделяющую их. Пронизывающая токкатность в первой части, бездушная машина и одинокие монологи балалайки «в толпе» с вкраплениями народных куплетов любви – «страданий». Во второй части романс у балалайки прерывается расходящимися октавными, пассажами у фортепиано, словно вырванными из какого-то фортепианного концерта. Буффонада, жесткое, «горькое» шутовство в третьей части, где гусли звучат гитарой в руках шута, балалайка продолжает изъясняться монологами, а фортепиано пытается исполнять романтические пьесы, найдя, впрочем, что угловатое танго в данном контексте подходит лучше. В финале скоморошество с бубнами в аллегорическом стиле, мотивы частушек и перепляс у балалайки, которой уже смиренно и в стиле аккомпанирует фортепиано. Налицо современный концерт со множеством тематических отсылок – от «большой» фортепианной музыки до мотивов городского фольклора, с темброзвуковыми экспериментами (разные виды глиссандо у балалайки, в том числе с применением металлических приспособлений).

II отделение

Очень яркую программу привез Белгородский академический русский оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Евгений Алешников), порадовав и редким качеством исполнения.

Первой прозвучала мировая премьера – Симфония для русского народного оркестра «Движения планет» Григория Зайцева. Полный цикл сочинения состоит из тринадцати частей общей продолжительностью звучания около полутора часов. Симфония представляет собой музыкальный конструктор, части которого могут исполняться в любом количестве и в любой последовательности. Композитор предлагает алеаторику на уровне игры частями. Каждый раз получается новое, но цельное сочинение – какая-то новая надоблачная симфония. Евгений Алешников выстроил цикл из пяти частей в направлении от Земли к Солнцу, поддерживая солярный культ, который, очевидно, подразумевался автором: «В чертогах Земли», «К новым мирам», «В чертогах Венеры», «В чертогах Сатурна», «Перводвижитель – Солнце непобедимое».

Слушая это сочинение бесполезно представлять какие-то образы, кроме тех, что задал композитор в программе. Это музыка тембров и микромотивов, мотивного и ритмического остинато, среди которых нет-нет, да и проступит что-то осязаемое. Музыкальное шаманство, завораживающее повторением своих мантр. Каждая планета и даже само светило двигается в определенном ритме и танце. «В чертогах Земли» вдруг выступили восточные интонации. «К новым мирам» на фоне ритма космического поезда, несущегося в огромном пространстве наполненного свободой, в хаотичном движении порхают духовые (флейты, гобои). В номере «В чертогах Венеры» остинатные формы уступают на время место протяженному тематизму: пиццикатная тема у балалайки соло, длинная, широкая мелодия у струнных. Легким вальсообразным танцем проходит номер «В чертогах Сатурна». Солнечная, блестящая до белезны, мажорная музыка части «Перводвижитель – Солнце непобедимое» звучит в гимническом колокольном движении и колокольчиковом сиянии. Во втором разделе разрабатывается мотив, звучащий как цитата из «Лесного царя» Ф. Шуберта. Да, Григорий Зайцев очередной раз доказал, что он, при всей его «космичности», очень почвенный композитор.

Программу продолжил Концерт для гуслей звончатых с оркестром «Русская сказка» Константина Шаханова (солистка Ольга Алексеева). Концерт явился такой оркестровой сказкой с сочными русскими темами, нарядной инструментовкой, с элементами «натуральной музыки» вроде имитации птичьего пения, говорка оркестрантов. Солистка показывала чудеса гусельной техники, и своими эмоциями и артистизмом в полной мере способствовала раскрытию этой образной музыки.

В первые звучавшей пьесе Дмитрия Калинина «Эй, ухнем рок» от образцовой оркестровой миниатюры, созданной В. В. Андреевым не осталось и следа. Композитор обманывает слух, переосмысливая первую интонацию малой терции в стиле рок-музыки. Вся композиция строится как игра мотивами песен «Эй, ухнем!» и «Дубинушка», трансформированными ритмически и интонационно. Балалаечный контрабас с тембром африканского слоника – матовым, басовитым и несколько гнусавым, словно английский рожок – звучал местами как рок бас-гитара (солист Андрей Камынин). Поздравляем! В копилку балалаечного контрабасового репертуара вошла еще одна пьеса, демонстрирующая исполнительские возможности самого большого инструмента русского народного оркестра.

Наименование «Ирландского скерцо "Биле Тортан"» Ильи Мищенкова происходит от одноименного легендарного кельтского древа жизни. Сочинение написано для баяна (солист Александр Сахарчук, которому и посвящен опус) и русского оркестра. Во вступлении стилизуется этнический напев, поддерживаемый ударной группой, как ритуальный танец вокруг сакрального древа. Затем следует джига – быстрый ирландский традиционный танец. Композитор находит интонационные связи темы джиги с русской народной песней «То не ветер ветку клонит», которая звучит контрапунктом в оркестре. Вторая половина пьесы – импровизация баяна на фоне джазирующих басов и ударной установки в оркестре.

Запись трансляции четвертого концерта фестиваля

День пятый, 6 апреля. Оркестр «Душа России» и Оркестр Могилевской филармонии

23.04.06 Музыка России5

I отделение

В последний день фестиваля на сцене властвовал хозяин – Русский народный оркестр Российской академии музыки имени Гнесиных «Душа России» (художественный руководитель и дирижер – Владимир Шкуровский).

Увертюрой вечера стало произведение Владимира Беляева «Tokkato-metamorphose». Это обновленная редакция для русского народного оркестра сочинения, ранее существовавшего в инструментовках для различных составов (на прошлогоднем фестивале сочинение «Tokkato-metamorphose» звучало для рояля с русским народным оркестром). В настоящей редакции появилось программное название «За други своя», точнее определяя идейную направленность музыки к 800-летию Александра Невского. Об образном строе сочинения мне доводилось писать в рецензии. В новой версии произведение звучит органично, множество его смыслов здесь выявляются определенностью. В этой инструментовке ему можно предсказать счастливую жизнь в репертуаре русского народного оркестра.

Произведение Алексея Павлючука «Дорога в неизвестное» прозвучало как пьеса-скетч для оркестра в додекафонной технике с пронизывающей токкатной моторной ритмикой.

Единственным сочинением для солирующих инструментов с оркестром в программе первого отделения стал «Концерт-поэма» Николая Пейко для балалайки, кларнета и оркестра (солировали Максим Самсонов и Арина Рабенкова). Произведение стало классикой в репертуаре русского народного оркестра слушается как концерт-соревнование между двумя солистами и вызывает множество жанровых и тематических ассоциаций.

В продолжении программы прозвучала симфоническая увертюра Михаила Броннера «Корабль дураков» в версии для русского народного оркестра. Сочинение поставило тему времени и вечности под углом смысла жизни. «Корабль дураков», по формулировке самого композитора – «символ безумного человечества, которое плывет в никуда без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия».

Среди звукового хаоса возникают «светлые мысли» – мелодичные реплики у кларнета, но они оказываются ненужными в общей вакхической пляске. Движение суетливой токкаты, синкопированные ритмы растворяют в себе любую идею, обессмысливая и обесценивая, сметая все вокруг. Песня флейты в коде, чистая, как глоток горного воздуха, символизирует островок счастья, неземной цели, которая маячит в стороне от суеты, но остается непонятой.

Экскурсию по улицам Москвы начала ХХ века совершили слушатели вместе с оркестром, исполнившим сюиту Кирилла Волкова «Дома Москвы» («Моссельпром – "Окна РОСТА" Маяковского», «Дома архитектора Мельникова», «Особняк Веры Холодной»). Если архитектура – застывшая музыка, то композитор предложил совершить обратное действие, представив памятники русского архитектурного конструктивизма и авангарда в музыкальных звуках. Эпоха в сюите маркируется и чисто звуковыми знаками, такими как игра шарманки, стрекот киноаппарата, озвучка немой ленты импровизациями тапера (фокстрот, полька, русский романс).

Завершило первое отделение «Полифоническое танго» Альфреда Шнитке. В полистилистическом атональном полотне, пронизанном страстью и драматизмом, вдруг различается тема русской народной строевой песни «Соловей-пташечка», разрабатываемая в полифонической технике.

II отделение

Выступление Заслуженного коллектива республики Беларусь Оркестра народных инструментов имени народного артиста Беларуси Л. Л. Иванова Могилёвской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Денис Черта) стало подарком слушателям. Таких эмоций и такого воодушевления публика не выдавала ни одному оркестру на этом фестивале. Присутствующие в зале словно забыли, что они на фестивале и просто наслаждались прекрасной программой, горячо встречая каждый номер.

Оркестр Могилевской филармонии по составу представляет собой почти классический русский народный оркестр; своеобразной национальной отметиной стало включение дуэта цимбал. Программа состояла из двух частей, определяемых образным строем исполненных произведений. В перовой половине программы прозвучали сочинения, напитанные белорусским музыкальным фольклором, столь похожим на русский, и столь своеобразным. Это сочинения Геннадия Ермоченкова Картина-фреска «Край буслов» («Край аистов») и проникновенный «Плач перепелки» (солистки на цимбалах Яна Демидчик и Валерия Ильюшенко). Русский и белорусский народы объединены не только фольклорными истоками, но и исторической памятью. Пролог из музыки к кинофильму «Шляхтич Завальня» Виктора Малых прозвучал целой россыпью разнообразных белорусских напевов, плясок и наигрышей. Программу дополнили две пьесы Светланы Нестеровой «Пляс старателей» и «Шабаш» из мюзикла «Синюшкин колодец» по одноимённой сказке П. Бажова.

Вторая половина программы была посвящена киномузыке в стилистике постминимализма. В пьесе «Аврора» Мишеля Леграна выразительный баян Петра Войченко звучал то как губная гармоника, то как бандонеон. Валерия Ильюшенко солировала на цимбалах в композиции Макса Рихтера «Ноябрь». Звуковые ландшафты рисовал оркестр в музыке Эннио Морриконе «Soundscape». Очень свежо прозвучал саундтрек Альфред Шнитке «Эти свободные бабочки» из фильма «Повесть о неизвестном актере». Программа оркестра и всего фестиваля завершилась исполнением «Violentango» Астора Пьяццоллы (солист Пётр Войченко, баян).

Запись трансляции пятого концерта фестиваля

 

Благодарим YouTube канал RussianPatephone https://www.youtube.com/@RussianPatephone за прямые трансляции всех концертов фестиваля и за доступ к полным версиям записи трансляций.

 

Фестиваль вступил в свое третье десятилетие. Пожелаем ему крепкой дружбы с композиторами, новых произведений, удачных премьер, благодарной публики. До встречи на XXI фестивале «Музыка России»!



НовостиВсе новости
letter-white
info@tremolo.net.ru
Мы в соцсетях: