Главная/Статьи/По следам конкурса дирижеров русских народных оркестров

По следам конкурса дирижеров русских народных оркестров

По следам конкурса дирижеров русских народных оркестров (III Всероссийский музыкальный конкурс. Номинация: Дирижирование оркестром народных инструментов). 25–29 сентября 2021 года, Москва, Концертный зал РАМ им. Гнесиных.

В качестве преамбулы обращусь к названию соревнования. Казалось бы, уже давно пора определиться с наименованием вида оркестра, которым дирижировали участники. Как известно, не бывает «оркестра симфонических инструментов», а есть симфонический оркестр, не бывает «оркестра духовых инструментов», а есть духовой оркестр, не бывает «оркестра эстрадных инструментов», а есть эстрадный оркестр. А вот «оркестр русских народных инструментов», оказывается, бывает. Хотя название «русский народный оркестр» – и грамотно, и не громоздко. Не определившихся отправляю к статье.

Теперь немного статистики. По условиям конкурса в номинации «Дирижирование оркестром народных инструментов» могли участвовать дирижеры от 18 до 40 лет. В нынешнем состязании участвовали конкурсанты (если не учитывать двух участников, возраст которых не удалось выяснить из открытых источников) от 22 до 40+ лет. Хотя, дирижирование – профессия более умудренных опытом музыкантов, когда в 18 еще рановато начинать (если вы не Вилли Ферреро), а в 40 еще рановато заканчивать. Впрочем, молодежный уклон конкурса диктует свои правила, а нынешний состав участников подтвердил их резонность.

Настоящий статус в профессии конкурсантов таков: два студента вузов + один только что получивший высшее образование, четыре ассистента-стажера, два преподавателя дирижирования, два артиста оркестра и девять дирижеров со стажем в оркестрах разного уровня, от студенческих и молодежных до государственных и филармонических, таких как Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина, Калининградский областной оркестр народных инструментов, и тот самый, ведущий русский народный оркестр страны, который добросовестно отработал на сцене все конкурсные дни.

При таком раскладе фаворит был очевиден изначально, однако конкуренция оказалась достаточно высока, так что лишение конкурса дирижеров первой премии, было видимо, единственным приемлемым компромиссом, на который было готово пойти жюри.

Кстати, в состав жюри вошли известные фигуры в мире народной музыки, имена которых говорят сами за себя (регалии опустим): Евгений Алешников (Белгород), Владимир Гусев (Новосибирск), Геннадий Дмитряк (Москва), Дмитрий Дмитриенко (Москва), Владимир Попов (Санкт-Петербург), Олег Тарасов (Москва), Леонид Шкарупа (Екатеринбург), Анатолий Шутиков (Казань) и председатель жюри Владимир Андропов (Москва)[1].

Предварительный этап конкурса проходил в форме прослушивания видеозаписей, по итогам которого было отобрано 20 участников. В связи с чем возникает интерес, а сколько же всего было подано заявок на конкурс? Да и выложить присланные видеозаписи в открытый доступ не было бы лишним. Но предварительная часть соревнования так и осталась тайной за семью печатями.

Первый тур, как всегда, – работа с оркестром. В течение 20 минут конкурсантам предлагалось представить свое ви́дение двух сочинений по жребию: одно из блока А (из четырех сочинений Н. Будашкина: «Праздничная увертюра», «Вторая рапсодия», «Русская фантазия», «Думка») и одно из блока Б (или «Вокализ С. Рахманинова, или две пьесы из «Картинок с выставки» М. Мусоргского – «Гном» и «Баба Яга»). Сортировка сочинений, вероятно, прилагалась к номеру, который участник вытягивал на жеребьевке, поскольку сочинения перемежались равномерно, и ни разу не совпала «Думка» и «Вокализ».

Запись трансляции 1 тура / 1 день (25 сентября)

https://vk.com/video-16898394_456239030

Запись трансляции 1 тура / 2 день (26 сентября)

https://vk.com/video-16898394_456239031

Тактика проведения двадцатиминутной репетиции у всех конкурсантов разная. Некоторые скромненько репетируют, уходят стыдливо, словно ретируясь, извиняясь: «ну да, я тут подирижировал, не берите в голову…». Некоторые с азартом додирижируются до грозных «аплодисментов» жюри в связи с истечением времени. Лишь буквально несколько участников заводили таймер на своем телефоне, чтобы не нарушать временной регламент. Вот это показатель уважения и к конкурсу, и к коллективу, и к себе. Кто-то пытался работать детально, кто-то просто «прогонял» сочинение, пытаясь выразить свою трактовку, что называется, «руками». Впрочем, исполнить пьесу целиком, после отработки отдельных мест или высказывания пожеланий, старались почти все конкурсанты.

О словесных комментариях от участников. Такие высказанные тирадой перед исполнением реплики, как «в шестой цифре втором такте сделайте диминуэндо» или «баяны, в двадцатой цифре будьте любезны сыграть полегче», кажутся… излишними: на них тратится время, они не запоминаются, не несут никакого практического смысла. Так и хочется сказать: «Руками показывайте, маэстро, руками!».

Оркестр играл добротно, иногда с полной отдачей, иногда явно скучая. Показателем интереса оркестра была одна суровая девушка на первом пульте альтовых домр. Если уж и на ее непроницаемом лице появлялось подобие улыбки и заинтересованный взгляд, то значит, что дирижер «зацепил».

Вообще, «цепляющих», запоминающихся, участников было не много: запоминающихся как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Основная часть – хорошо подготовленные дирижеры, но какие-то все… одинаковые, что ли? Может, сыграло роль однотипность пьес на первом туре, особенно то, что одним из номеров всегда было сочинение Будашкина – сплошь и рядом построенное на народных темах. Понятно, что музыка Н. Будашкина для русского народного оркестра – всё равно, что музыка В. Моцарта во всей музыкальной культуре, но все-таки Будашкин – не Моцарт. Хотя, с другой стороны, разные произведения в одном стиле – хороший способ проверить мастерство участников примерно на одинаковом музыкальном материале.

Теперь обратим внимание на не прошедших во второй тур[2].

1. Вронский   Александр Вронский (возраст в анкете не указан), Санкт-Петербург. Ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Пока проявил себя только участием на студенческих конкурсах и фестивале «Шелковый путь» 2019 года, на котором, впрочем, стал лауреатом. Программа 1 тура: Будашкин, «Праздничная увертюра», «Вокализ» Рахманинова. Александру не повезло выступать первым в том смысле, что микрофон, предназначенный для подзвучки дирижера, оказался не настроенным. Реплики дирижера было слышно плохо и в том, не его вина. К слову, микрофон наладили как следует только на втором отделении.

2.Силиванов Виталий Силиванов (23 года), Санкт-Петербург. Студент Санкт-Петербургской консерватории по специальности «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром». Победитель нескольких дирижерских конкурсов. С 2020 года – руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка». Программа 1 тура: Будашкин, «Думка» и Мусоргский, «Гном» и «Баба-Яга».

3.Скурихин Евгений Скурихин (26 лет), Нижний Новгород. Ассистент-стажер Нижегородской государственной консерватории на кафедре дирижирования. Лауреат и дипломант конкурсов дирижеров и конкурсов по инструментовке. Программа 1 тура: Будашкин, «Праздничная увертюра» и Рахманинов, «Вокализ».

4. Кабдушев Тимур Кабдушев (36 лет), Красноярск. Второй дирижер Красноярского филармонического русского оркестра им. А. Ю. Бардина с 2011 года. Лауреат дирижерских конкурсов. Программа 1 тура: Будашкин, Вторая рапсодия и Мусоргский, «Гном» и «Баба-Яга».

5. Баранов Владимир Баранов (30 лет), Санкт-Петербург. Из открытых источников можно выяснить, что Владимир – пианист и клавесинист. В конкурсной анкете указано, что он окончил училище по классу домры. Художественный руководитель и дирижер Санкт-Петербургского камерного оркестра «Festivo». Лауреат международного конкурса «Великий шелковый путь» в номинации симфоническое дирижирование. Преподает дирижирование в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. Программа 1 тура: Будашкин, «Русская фантазия» и Рахманинов, «Вокализ».

6. Глущенко Дмитрий Глущенко (28 лет), С.-Петербург. Ассистент-стажер Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат дирижерских конкурсов. Программа 1 тура: Будашкин, Вторая рапсодия и Мусоргский, «Гном» и «Баба-Яга».

В его выступлении очевидно сказалась малоопытность в практической работе. В Будашкине опаздывал за оркестром. Репетировал «Гнома», а на «Бабу-Ягу» не осталось времени. Эти очевидные промахи не позволили Дмитрию соревноваться дальше 1 тура.

7. Фомин Максим Фомин (22 года), Москва. Студент кафедры оркестрового дирижирования Московского Государственного Института музыки им А. Г. Шнитке. Лауреат конкурсов по композиции. Программа 1 тура: Будашкин, «Думка» и Мусоргский, «Гном» и «Баба-Яга».

У этого юного дирижера яркое образное мышление, неисчерпаемая энергия и ещё всё впереди. Он один из немногих, кто действительно запомнился на первом туре: и сказку рассказал, и смысл картинок объяснил. Гном – это щелкунчик, которому во что бы то ни стало надо добыть золотой орех. Баба Яга – будильник, и, спеша на праздник, она превышает скорость, разрешенную для таких транспортных средств, как ступа. Эти характеристики сполна искупили еще не твердую дирижерскую технику, что, впрочем, сказалось на итоге выступления.

8. Осинцев Сергей Осинцев (40 лет), Пермь. Дирижер студенческого оркестра и ансамблист в пермском ансамбле «VitaLink». Программа 1 тура: Будашкин, «Праздничная увертюра» и Рахманинов, «Вокализ». Самый возрастной участник конкурса. И это тот не частый случай в дирижерской профессии, когда возраст не придал музыканту ни уверенности, ни мастерства. Оркестр «тащил» дирижера на себе, и лишь благодаря опыту коллектива исполнение вообще состоялось. Итог был очевидно предсказуемым.

9_belikov.jpg Егор Беликов (24 года), Ростов-на-Дону. Преподаватель ДШИ. Программа 1 тура: Будашкин, Вторая рапсодия и Мусоргский, «Гном» и «Баба-Яга».

10. Семенов Анатолий Семенов (30 лет), Санкт-Петербург. Лауреат дирижерских конкурсов. Приглашенный дирижер разных оркестров. Программа 1 тура: Будашкин, «Русская фантазия» и Рахманинов, «Вокализ». Анатолий эмоционально провел свое выступление, сразу начав дирижировать, без лишних разговоров и уложился минут в пятнадцать.

11. Виноградов Иван Виноградов (возраст не указан), Москва. Лауреат дирижерских конкурсов. Дирижировал в различных оркестрах и театрах Москвы. Программа 1 тура: Будашкин, «Русская фантазия» и Рахманинов, Вокализ. Иван запомнился нестандартными агогическими решениями в интерпретации произведения Будашкина, подчиняя оркестр своему замыслу волевыми жестами, с минимум словесных комментариев. Но, во втором туре количество мест ограничено, и на всех их не хватает.

12. Ефимов Владимир Ефимов (32 года), Новосибирск. Артист Академического русского оркестра Новосибирской филармонии. Программа 1 тура: Будашкин, «Думка» и Мусоргский, «Гном» и «Баба Яга».

Второй тур представлял собой опять же репетицию: дирижирование двумя произведениями по выбору из блока А (Финал Первой симфонии В. Калинникова или «Волшебное озеро» А. Лядова) и из блока Б (из двух сочинений А. Цыганкова 1 часть «Славянского концерта-фантазии» для домры с оркестром или Финал Концерта-симфонии для балалайки с оркестром). Почему-то семеро участников дружно выбрали из блока А «Волшебное озеро», и только одному достался Финал симфонии Калинникова.

Запись трансляции 2 тура (27 сентября)

https://vk.com/video-16898394_456239032

Теперь о не прошедших в финал участниках II тура.

13. Моисеенко Василий Моисеенко (30 лет), Белгород. Ассистент-стажер, руководитель студенческого оркестра. Программа 1 тура: «Праздничная увертюра» Будашкина и «Гном» и «Баба Яга» Мусоргского. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова и Финал Концерта-симфонии для балалайки с оркестром Цыганкова. С первого тура участник обратил на себя внимание «гуттаперчевой», акробатически гибкой, техникой, подвижной мимикой, непосредственностью в общении с оркестром и запоминающимися репликами («сыграйте восьмые зримо!», «хотел бы с вами посотрудничать в этой цифре!»).

14. Гарюшин Игорь Гарюшин (34 года), Петрозаводск. Лауреат конкурсов по инструментовке и дирижированию. В настоящий момент – преподаватель дирижирования и руководитель учебного оркестра в Петрозаводской консерватории. Программа 1 тура: Будашкин, «Праздничная увертюра» Будашкина и «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова и 1 часть «Славянского концерта-фантазии» для домры Цыганкова. Игорь замечательно выступил на первом туре. Может быть, много говорил в начале, но затем показал и свою хорошую дирижерскую технику и умение общаться с оркестром, чем завоевал его симпатии. Во втором туре, как показалось, немного сник, словно не верил, что прошел, что сказалось на результатах.

15. Рыбалко Александр Рыбалко (29 лет), Москва. С 2018 года – дирижер оркестра русских народных инструментов «Россияне» КЦ ГУ МВД России по г. Москве. Программа 1 тура: «Праздничная увертюра» Будашкина и «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова и 1 часть «Славянского концерта-фантазии» для домры с оркестром Цыганкова. Ничем не отличился ни в первом, ни во втором туре. Вероятно, и для этого участника прохождение во второй тур оказалось сюрпризом с прогнозируемыми последствиями.

16. Степаненко Андрей Степаненко (39 лет), Калининград. С 2013 года – художественный руководитель и дирижер Калининградского областного оркестра народных инструментов. Программа 1 тура «Русская фантазия» Будашкина и «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова и Финал «Концерта-симфонии» для балалайки Цыганкова. В выступлении этого участника сказывался его дирижерский опыт и рассудительность, что позволило ему попасть во второй тур, но для прохождения в финал не хватило… конкурсного азарта, что ли.

Третий тур, как это не покажется удивительным, оказался тоже репетицией. На выбор финалисты могли продирижировать или «Половецкими плясками» А. Бородина или двумя фрагментами из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова «Похвала пустыне»[3] и «Сеча при Керженце».

Запись трансляции 3 тура (29 сентября)

https://vk.com/video-16898394_456239033

О финалистах конкурса.

17. Устинин Михаил Устинин (31 год), Нижний Новгород. Лауреат дирижерских конкурсов. В настоящее время – артист (балалаечник) Нижегородского русского народного оркестра им. В. А. Кузнецова. Программа 1 тура: «Праздничная увертюра» Будашкина и «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова и Финал Концерт-симфония для балалайки с оркестром Цыганкова. Программа 3 тура: «Половецкие пляски» Бородина.

Михаил весьма уверенно выступил на первом и втором турах. С сухими, конкретными замечаниями, острыми взглядами в оркестр. Михаил казался «темной лошадкой» и «открытием» конкурса, однако разочаровал в финале. Дробная работа с большой партитурой, недостаточная энергетика в «Половецких плясках», попытка объяснять словами то, что нужно выражать жестами, однообразные дирижерские движения при насыщенности и разнообразии музыкальных тем… Да, заслуженный диплом, хотя, казалось, конкурсант шел на большее.

18. Волчков Евгений Волчков (39 лет), Москва. Как исполнитель на домре Евгений – лауреат различных конкурсов. Кандидат искусствоведения. Дирижер в оркестре им. Н. П. Осипова. Программа 1 тура: «Праздничная увертюра» Будашкина, «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: Финал Первой симфонии Калинникова и «Концерт-симфония» Цыганкова. Программа 3 тура: «Похвала пустыне» и «Сеча при Керженце» Римского-Корсакова.

Очень невнятно, даже как будто с безразличием, Евгений выступил на первых двух турах, и, казалось, на третьем туре выпустил, наконец, своего «внутреннего дирижера». Но в «Сече при Керженце» снова проступили все недостатки в технике, что сказалось и на интерпретации, и на звучании оркестра и на итогах конкурса. Вторая премия (при отсутствии первой) – это, видимо, допустимый максимум.

19. Давлетбаев Линар Давлетбаев (36 лет), Уфа. Лауреат дирижерских конкурсов. Художественный руководитель и главный дирижер Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан. Программа 1 тура: «Гном» и «Баба Яга» Мусоргского, Вторая рапсодия Будашкина. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова, «Славянский концерт-фантазия» для домры Цыганкова. Программа 3 тура: «Половецкие пляски» Бородина.

Линар был заметным участником с первого тура. Но во втором туре не показал себя на должном уровне. В «Славянском концерте-фантазии» мягкие «хоровые» руки, дирижирование без палочки, вялые жесты – не то, что требовалось от дирижера, чтобы прийти «к музыке». Выход на третий тур с «Половецкими плясками» лишь подтвердил впечатление от второго тура. Линар достаточно убедительно провел медленную часть, но в пляске мягкие руки не годятся для передачи образа воинственных половцев. Осталось ощущение, что дирижеру нечего сказать даже в такой благодарной партитуре, как «Половецкие пляски». Что ж, третья премия при таких показателях – высокий результат.

20. Долгов Андрей Долгов (33 года), Санкт-Петербург. Лауреат исполнительских конкурсов. Художественный руководитель и главный дирижер молодежного оркестра национальных инструментов «ТеремА». Программа 1 тура: «Русская фантазия» Будашкина, «Вокализ» Рахманинова. Программа 2 тура: «Волшебное озеро» Лядова, Финал «Концерта-симфонии» Цыганкова. Программа 3 тура: «Похвала пустыне» и «Сеча при Керженце» Римского-Корсакова.

Андрей всё больше и больше раскрывался по мере прохождения по ступенькам конкурса, каждый новый этап придавал ему больше уверенности, силы и воли к победе. В финале по-новому зазвучала партитура Римского-Корсаков: сколько всего «потаенного» он вытащил и из «Похвалы пустыне», и из «Сечи при Керженце», увлекая оркестр, словно на открывшемся втором дыхании. И думается, не поскупилось ли жюри в отношении этого участника, оставив «вакантным» первое место?

В источниках сообщается, что вечером 29 сентября состоялся гала концерт финалистов, но запись трансляции найти не удалось. На официальном сайте лишь краткая информация: «С большим успехом лауреаты и дипломант конкурса выступили в гала-концерте. На сцену с победителями вышел Национальный академический оркестр русских народных инструментов России им. Н. П. Осипова (художественный руководитель и главный дирижер В. П. Андропов)»[4]. В программе прозвучали: «Праздничная увертюра» Н. Будашкина, «Похвала пустыне» и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, финал Концерта-симфонии для балалайки с оркестром А. Цыганкова (солист – Александр Николайчук, балалайка) и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Обобщая результаты, можно сказать, что конкурс собрал участников примерно одинакового – среднего и выше среднего – уровня. Не было явного лидера, который бы от начала «захватил» власть в свои руки, и хочется верить, что его (лидера) все же не «проглядели» на первом туре. Понятно, что отбор участников и пропуск их на дальнейшее соревнование – во многом субъективное дело. Может быть, способом повысить объективность были бы более короткие репетиции (как правило, дирижера видно с первых жестов, и десяти минут прослушивания было бы достаточно) и за счет этого увеличить количество участников второго и третьего туров. Условия конкурсов, везде, конечно разные, а это состязание оказалось конкурсом репетиций, но ведь есть варианты, когда участники соревнуются в рамках концертных исполнений своих программ, а не репетирования «обязательных» сочинений. Учитывая, что на сцене сидит оркестр, читающий с листа и исполняющий «начисто» со второго проигрывания, не воспользоваться такой возможностью, кажется досадным упущением. Разнообразие программ, как представляется, повысило бы и уровень конкурса, и его рейтинг.

Огромная благодарность организатором за проведение трансляций. Без накладок, конечно, не обошлось: трансляции временами прерывались, иногда пропадал звук. И почему бы режиссеру видеотрансляции не обратить внимания на то, что на дирижерском конкурсе в кадре должен быть всегда дирижер, пусть с разных ракурсов, а не оркестр. Хотя, иногда видеть, как падают ноты у домр, балалаечник поправляет прическу левой рукой, не переставая при этом играть правой рукой, или как переговариваются духовики, многозначительно поглядывая на участника, – это все гораздо занятней, чем смотреть на пустые жесты, ничего не выражающий взгляд, а то и на полную беспомощность участника. Последнее, впрочем, – исключение.

Насколько полезны подобные конкурсы? Здесь я ничего нового не скажу. Полезны, поскольку открывают новые имена, сплачивают новых музыкальных друзей и дают новые стимулы и перспективы.

Михаил Семёнов.

 

[2] Анкетные данные участников взяты с сайта конкурса http://www.muzkonkurs.ru/uchastniki/.

[3] Пусты́ней (с ударением на втором слоге) здесь называется, согласно старому словоупотреблению, необжитая местность. Называть место, где жила Феврония до встречи с Князем, «пу́стынью» (как это сделала ведущая конкурсных прослушиваний) не стоит, т. к. «пу́стынь» это монашеский скит, монастырь, а Феврония вовсе не была монахиней. Феврония так и поет во вступительной арии «Ах ты лес, мой лес, пусты́ня прекрасная». На сайте конкурса проявляется еще больший пиетет к месту, где жила Феврония: «Пустынь» пишется с прописной буквы. Ошибка тиражируется в новостях сайта конкурса.

[4] Названы победители III всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» // http://www.muzkonkurs.ru/novosti/nazvany-pobediteli-iii-vserossiyskogo-muzykalnogo-konkursa-v-nominatsii-dirizhirovanie-orkestrom-rus/

НовостиВсе новости
letter-white
info@tremolo.net.ru
Мы в соцсетях: