
Академия народных инструментов
Балалайка, домра, гитара, гусли, мандолина, баян, аккордеон в концертной жизни России
Информационно-аналитический сайт
« Назад13.12.2023 16:34Ольга Шабунина ТРИУМФ РУССКОЙ СИМФОНИИ Быть или не быть симфонии в русском оркестре – уже не вопрос. Потому что на него есть красноречивый ответ: пять репертуарных опусов Геннадия Чернова в этом жанре. Дирижерский почерк Руслана Канеева, участника тандема, отличает академическая строгость с ясным наполненным жестом и тесная коммуникация с оркестрантами. Наблюдать такое в живом звучании не припомню когда приходилось. Представьте воодушевление рецензента, идущего с концерта и понимающего, что сегодня можно будет писать без аллегорий и иносказаний, а очередной критико-рецензентский текст не пойдет «в стол». На афише концерта 12 декабря 2023 года в концертном зале в Малом Ржевском переулке было указано: «Творческий вечер композитора Геннадия Чернова». Но, безусловно, вечер обозначил содружество двух музыкантов: композитора, музыку которого дирижер боготворил со студенческой скамьи, и дирижера, в лице которого композитор нашел страстного и вдохновенного интерпретатора. Такие сочетания рождаются нечасто. Две недели назад я побывала на концерте, на котором один из ведущих русских оркестров столицы исполнял Симфонию № 8 Геннадия Чернова. Слушала и думала о том, что богатую музыку можно обесценить неряшливым исполнением. В антракте поделилась мнением с одним из знакомых композиторов, ответ которого меня осадил, поскольку оппонент считал, что не стоит писать симфонии для народного оркестра, ибо «не звучит». Симфония в русском оркестре? Почему нет? Мастерство и виртуозность русского народного оркестра достигли высокого уровня для исполнения любой музыки. Тембровых возможностей тоже хватает, поскольку струнной группе (домры и балалайки) контрастируют «духовая» (баяны и собственно духовые) и ударная группы. Другое дело, показатель «звучит – не звучит» зависит не только от качества музыки, но и от качества исполнения. Симфонии нужен дирижер. Сама по себе она не сыграется. Симфонию надо уметь исполнять. Надо уметь видеть, слышать, читать и выполнять то, что написал композитор. Нельзя забывать, что исполнитель, это тот, кто «выполняет» сочинение, дает ему полноту бытия и доводит до слушателя. Симфонии нужен дирижер, который будет руководить массой звука, соотносить главное и второстепенное, выстраивать драматургию тематического материала и так далее. История знает примеры, когда безответственное исполнение губило партитуры великих. Нынешний концерт полностью подтвердил мои мысли. Первые звуки, полившиеся из оркестра, стали заявкой на неординарность вечера. Тонкая звукопись, сочетание нежнейшего тремоло и чистейшего пиццикато в стилизации протяжной песни (2 часть Шестой симфонии), «Частушка» с привкусом гротеска (3 часть Второй симфонии) – в руках художественного руководителя и дирижера оркестра Руслана Канеева отражались все многочисленные тонкости партитур. Оркестр звучал сбалансированно и стройно. Такт за тактом, звук за звуком, мелодия за мелодией лилась на этом концерте Музыка. Две части из двух симфоний стали преамбулой к центральному событию вечера – премьере Десятой симфонии Геннадия Чернова, написанной в 2023 году и посвященной Руслану Канееву. Настоящей большой музыки, основанной на традициях великой русской композиторской школы, традициях Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, много не бывает. Особенно в современности. Недаром Геннадий Владимирович упомянул, что на выпускном экзамене симфонический дирижер Руслан Канеев исполнял Первую симфонию Чайковского и Второй концерт Рахманинова. Аллюзии на музыку русских симфонистов Геннадий Чернов мастерски инкрустирует в свою Десятую симфонию. При богатейшем авторском тематизме вдруг возникают отблески грез зимней дорогой в первой части и проникновенная мелодия духовых с рахманиновской поволокой в середине второй части. В третьей части автор предлагает взглянуть на одухотворенную атмосферу музыкальных салонов русских усадеб прошлых веков через изумительный оркестровый романс. В исполнении финала «Искрометная пляска», как показалось, немного не доставало той самой искрометности. Дирижер, учитывая сложнейший материал, приберег темпы и ресурсы оркестрантов ради качественного исполнения текста. Эта симфония – высший пилотаж исполнительского прочтения, как драгоценное вино, должна еще дойти до окончательного завершения и лоска. В кульминациях несколько не хватало размаха, мощи и хотелось слышать в таких местах оркестр раза в два больше. Мелькнула мысль: а не исполнят ли гнесинцы эту партитуру увеличенным составом с дополнительными пультами струнных, например, на грядущем фестивале «Музыка России»? Композитор в напутственном слове пожелал дирижеру ринуться в пучину музыки, ничуть не преувеличивая эпитеты. Симфонии в русском оркестре быть и жить. Природа русского народного оркестра совпадает с трактовкой лирического симфонизма Геннадия Чернова, который отличает изобилие жанровых музыкальных тем, почвенная тональная музыка, роскошная инструментовка с сочетанием прозрачных акварельных звучаний и насыщенных тутти. Каждую группу, каждый инструмент Геннадий Чернов использует в максимальную силу, давая выразительные сольные фрагменты низким струнным, балалайкам примам. Мастерство инструментовки позволяет и в полном звучании расслышать структуру оркестрового полотна. У Геннадия Чернова уже 10 нумерованных опусных симфоний, из которых, так уж сложилось не нарочно, каждая четная написана для русского народного оркестра. Остается только пожелать появления симфоний под номерами 12-й, 14-й и так далее. Самое главное, что у симфонии в русском оркестре есть дирижер, у которого музыка в руках, голове и душе, а исполнительская воля абсолютна и музыкантские намерения реализуются до точки. Дирижерский почерк Руслана Канеева отличает академическая строгость с ясным наполненным жестом и тесная коммуникация с оркестрантами. Наблюдать такое в живом звучании не припомню когда приходилось. Вместе с тем, временами маэстро для передачи образа (в танцевальных и скерцозных темах) решается перейти на более свободный стиль. Во втором отделении на сцене предстал другой коллектив Руслана Канеева в стенах РАМ имени Гнесиных – оркестр баянов и аккордеонов. Такой состав повсеместно считается прикладным, учебным, созданным для того, чтобы аккордеонисты могли получить хоть какой-то оркестровый опыт, а репертуар его основан на переложениях популярной музыки и легкой классики. Однако Геннадий Чернов выказал иной композиторский подход, создав несколько оригинальных, щедрых на образы, темы и оркестровочные решения, сочинений. В Концерте для оркестра баянов и ударных инструментов (сочинение 1975 года) оркестр то рассыпался в танцующих искрах, то звучал как развернувший во всю силу свои меха орган с отсылками на музыку барокко. Но это не орган. Орган холоден и бесчувствен. Оркестр баянов – дышит, заполняя звуком в динамических эпизодах все пространство. Это новый инструментальный конгломерат, в котором к партиям аккордеонов, составляющим основное объединение, добавлены арфа, деревянные духовые, оркестровые гармоники, балалайки контрабасы, фортепиано и ударные. В Концерте выступили восемь ударников, заведовавшие массой инструментов, особенно выразительно контрастировавших с хорально-хоровой фактурой баянов и духовых. «Интродукция и скерцо-токката» (1990) слушались как почти детективная история с божественной арфой и мелодией для флейты в эпизоде. Для полифонических экзерсисов в Финале «Полифонической симфониетты» (1977) композитор избирает тему в джазовом стиле. А приходилось вам слышать когда-нибудь фугато у ударных инструментов? В кодовом проведении темы задействованы литавры, темпл-блоки на фоне кластеров у аккордеонов, сливающихся в сонорное звучание. Завершается сочинение сочным хоралом в духе «Богатырских ворот» и колокольным звоном. Быть или не быть симфонии в русском оркестре, а если взглянуть шире – в современной русской музыке? Здесь в авангард выходит и русский народный оркестр, и оркестр многотембровых баянов и аккордеонов. Оба направления стремительно развиваются, получают симфоническую трактовку в композиторском решении и дирижерской интерпретации. При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи – активная ссылка обязательна. Оформление цитаты: Шабунина О. М. Триумф русской симфонии // https://tremolo.net.ru/recenzii/view/triumf-russkoj-simfonii |
12 апреля 2024. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
11 апреля 2024 года. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных