Главная/Рецензии/Подвиг ленинградцев. Оркестр "Метелица" выступил на ВДНХ

Подвиг ленинградцев. Оркестр "Метелица" выступил на ВДНХ

« Назад

30.01.2024 13:34

ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДЦЕВ
Оркестр «Метелица» выступил на ВДНХ

Павильон 75 ВДНХ – средоточие выставочной жизни, где представители разных областей и регионов поют, пляшут, играют на инструментах, демонстрируют изделия народного промысла и проекты современного градостроения. За всем этим калейдоскопом впечатлений не успевает ни мысль, ни взгляд, ни слух.

Посреди перенасыщенного экспозициями пространства расположен строгий в серых тонах концертный зал. Здесь 28 января 2024 года Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» из Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина показал литературно-музыкальную композицию Константина Никитина «Ленинград наш — былинная крепость» к 80-летию полного освобождения города от фашистской блокады.

Программа посвящена тем 28 страшным месяцам в истории Северной столицы, о которых неимоверно тяжело вспоминать, но забыть о них невозможно и нельзя. Блокада – особая тема для ленинградцев, память об этом скорбном подвиге передается в каждой семье из поколения в поколение. Поэтому бесценны, дороги труды тех, кто не дает забыть и бередит раны. Чтобы помнили, чтобы ценили каждый мирный день и каждую крошку хлеба.

Названием программы послужили первые строки стихотворения Виссариона Саянова «Город-герой». Литературная канва композиции в исполнении двух чтецов (Валентина Мацкевич и Иван Москвин) включает стихотворения поэтов А. Городницкого, А. Жерве, М. Ножкина, А. Ахматовой, О. Берггольц, частушки (военный фольклор), воспоминания. Художественное слово сочетается с оркестровыми, инструментальными и вокальными номерами. Содержательный иллюстративный ряд на большом экране выглядел самостоятельной, пронзительной по силе выражения, «партитурой», погружающей зрителей в атмосферу повседневной жизни в нечеловеческих условиях тех трагических дней.

Иными оттенками заиграла увертюра «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского – не в привычных, сияющих солнечным морским бризом, а в серых военных цветах исторической кино- и фотохроники. Бомбежки, взрывы, разрушенные дома, каждодневный труд, саночки, с леденящим душу грузом, много неба, наши и фашистские самолеты. И дети, дети, дети с бездонными глазами: отплывающие на корабле в эвакуацию; прижимающие к себе игрушки; трудящиеся наравне с взрослыми; безропотно несущие выпавший им непосильный крест. К этим неприукрашенным документальным кадрам нельзя привыкнуть.

В программе специально акцентированы моменты, связанные с работой фронтовых концертных бригад, благодаря чему программе удалось достигнуть баланса между трагическим и оптимистическим. Известно, что искусство помогало сохранять надежду и поддерживать боевое настроение на фронте и в тылу. В духе песен военных годов прозвучала в исполнении Елены Курской песенка Дженни «Я на подвиг тебя провожала» Н. Богословского – В. Лебедева-Кумача из фильма 1937 года «Остров сокровищ». Певица спела также «Синий платочек», «Тучи в голубом» и «Катюшу». Были и элементы интерактива: припев всемирно известной песни Блантера был поручен публике.

Оркестр исполнил в инструментальной обработке А. Шалова песню «Валенки», ставшую знаменитой благодаря легендарной певице Лидии Руслановой, в течение всей войны выступавшей с концертами на позициях. «Корифеями» из оркестра со своими номерами выступили баянист Михаил Шусталов и балалаечник Андрей Касьянов. На экране очень кстати появились афиши театральных спектаклей и филармонических концертов – в осажденном городе не прекращалась культурная жизнь.

Два оркестровых номера венчали композицию. Один, гимнический, почти пасхальный, прозвучавший после фрагмента поэмы Михаила Ножкина, оканчивающегося словами «И была такая радость, что пером не описать!». Другой траурный, в память о жертвах фашистской осады, исполненный после почтения «In memoriam» Анны Ахматовой, – на редкость удачный пример мелодекламации. На фоне «Арии» В. Бибергана читались пророческие строки из поэмы «Февральский дневник» Ольги Берггольц, написанные еще в беспросветном 1942 году, но в которых о будущей победе говорится как о свершившемся факте.

Компактность постановки не есть ее свойство. Как стало известно, программу пришлось сократить до 45 минут, изъяв несколько номеров. И это, конечно, – к сожалению, потому что «не хватило», хотелось слушать еще и еще. Однако, таковы реалии организации выставки, где выступающий музыкальный коллектив тоже в каком-то роде часть ее экспозиции. Деятельному дирижеру пришлось решать не стандартные для обычных концертов задачи. Средствами звукоусиливающей аппаратуры был создан эффект звуковой автономности концертного зала павильона 75, исполнители были подзвучены на порядок ярче. Звонкоголосые гармошки горячих горских народов, расположившиеся у примыкающего стенда, не выдержав конкуренции, умолкнули на время выступления оркестра. Хотя послушать оркестр «Метелица» в натуральном, а не экстремальном, звучании было бы особым удовольствием.

Ольга Шабунина

Фото: Игорь Шабунин

Больше фотографий в группе сайта ТРЕМОЛО ВКонтакте

При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи в сетевых ресурсах – активная ссылка обязательна. Оформление цитаты в печатных изданиях: Шабунина О. М. Подвиг ленинградцев : Оркестр «Метелица» выступил на ВДНХ // https://tremolo.net.ru/recenzii/view/podvig-leningradcev-orkestr-metelica-vystupil-na-vdnh.



НовостиВсе новости
letter-white
info@tremolo.net.ru
Мы в соцсетях: