
Академия народных инструментов
Балалайка, домра, гитара, гусли, мандолина, баян, аккордеон в концертной жизни России
Информационно-аналитический сайт
« Назад18.04.2024 09:26Ольга Шабунина МАЯТНИК ВРЕМЕНИ Русский народный оркестр – явление динамическое, молодое и развивающееся. Столетие с третью – не возраст в масштабах музыкальной истории. В симфоническом оркестре, например, существуют веками сформировавшиеся парные, тройные, четверные составы, определяемые количеством духовых инструментов. В народном оркестре таких стандартов нет, и каждый концерт фестиваля «Музыка России» обнаруживает многообразие оркестровых форм. Другая тенденция современности – сокращение балалаечной группы вплоть до почти полного ее исчезновения. И вот этого бесконечно жаль, поскольку балалайка – выразительный инструмент с неповторимым тембром, арсеналом штрихов и исполнительских приемов. Конечно, у нас не перевелись профессиональные балалаечники, просто им отчего-то не находится места в оркестре. А среднетесситурные и низкие балалайки, похоже, вовсе отмирают «за ненадобностью». Ненадобность эта мнимая, ибо оркестровая группа должна быть представлена всеми разновидностями в полном диапазоне. Чтобы, например, фигурация от балалаек прим передавалась не альтовым домрам, а именно низким балалайкам. Где же найдется тот богатырь могучий, который бы взялся развивать балалаечный альт или секунду в виртуозном смысле! Ведь концертный балалаечный контрабас уже не в диковинку. Вытеснение балалаек из русского оркестра кажется тем более странным, что, как все мы помним, русский оркестр начинался с ансамбля балалаечников. На все эти размышления навела программа третьего дня «Музыки России», а также два предыдущих фестивальных концерта, со столь разными взглядами на звучание оркестра участвовавших в них коллективов. Ярославский оркестр «Струны Руси» под управлением Алексея Чугаева с первого сочинения продемонстрировал соответствие своего названия избранной им репертуарной направленности. Цикл «Маятник времени» Ефрема Подгайца написан почти для великорусского состава – струнных с добавлением одного баяна. И в таком наборе, раскрывающем суть русских домр и балалаек, особый шарм. Сочинение возникло как музыкальный отклик на стихотворения Осипа Мандельштама, Афанасия Фета, корейского поэта Чон Чхоля. Традицию чтения текстов дирижером заложил Виктор Александрович Кузнецов, исполнивший премьеру с Нижегородским оркестром в 2009 году. Алексей Чугаев успешно принял эстафету, прочитав стихотворения увлеченно и актерски убедительно. Ефрем Подгайц проявил себя в этом сочинении как филигранный живописец, тонко чувствующий русский оркестр. Шесть миниатюр цикла охватывают две образные сферы: лирику в различном наклонении, выраженную через кантилену, и тревожные состояния, реализуемые через колкую токкату или скерцо. Если с ударностью сегодня в русском оркестре полный порядок, то кантилена, признак качества, требует намеренной работы над тремоло и длинной фразой, с чем оркестр «Струны Руси» вполне справился. Фундаментальный Концерт № 3 для баяна с оркестром Альбина Репникова слушается актуальным современным полотном и через полстолетия после его создания. В партии солирующего инструмента применены все возможные баянные приемы: кластеры, глиссандо, тремоло мехом. Версия концерта для баяна с русским народным оркестром появилась в 2008 году, благодаря сегодняшним исполнителям: баянисту Андрею Дикоеву и дирижеру Алексею Чугаеву. Дорогую им партитуру их учителя артисты исполнили безупречно, снискав признание слушателей. Темы и образы концерта обобщены, выражены сложными ладогармоническими, диссонантными средствами, в жанровой палитре угадываются знаменный роспев, хорал, лирическая песня, наигрыш, плясовой мотив. В этом сложность концерта и его красота, раскрывающаяся, как ароматный букет, не сразу. Мощно, ярко, празднично выступил Смоленский русский народный оркестр имени В. П. Дубровского под управлением Игоря Каждана. В первую очередь обращает на себя внимание состав коллектива. Струнные представлены большой домровой группой и единичными балалайками, выглядящими особо приглашенными гостями. Духовая группа включает симфонические медные, в том числе и тубу. Звуковой эффект от такого конгломерата превосходит всякие ожидания. Программа выступления охватывала широкий круг тем: от философской симфонии «Ветры времени» В. Беляева до искрометной эстрадной «Самбы» А. Поелуева. В финале симфонии «Ветры времени» Владимира Беляева саксофон, валторны, туба находят органичное применение. Женский сольный вокал (Людмила Каминская) – фирменный знак партитур Беляева – трактуется как один из голосов оркестра, олицетворяющий человеческое начало. Сюита «Музыка дождя» Натальи Хондо, написанная в стиле саундтреков к киносаге, воспевает романтику погодного явления, вызывая то встревоженные, то безмятежные настроения. Оркестровка подчеркивает изысканность и рафинированность звучания русских инструментов. Сочинение имеет эпиграф из рассказа Паустовского «Избушка в лесу», в котором понимание природы и ее сил сравнивается с пониманием классической музыки. И если бы эпиграф не оказался вынесен за скобки сегодняшнего исполнения, то оно стало бы хорошей литературной рифмой к программе первого отделения. Пьеса «Дразнилки, ругалки, примирилки» Татьяны Чудовой – фактически концерт для двух гобоев и оркестра. И пока солисты Иван Паисов и Марина Юлина виртуозно выясняли отношения на своих инструментах, много интересного происходило и в оркестре: новые звучности, тембровые сочетания, сонорика и другие приемы. «Концертная фантасмагория» Бориса Вишневского разрабатывает в форме вариаций с чертами сонатности подлинную смоленскую народную тему и мотив «всея Руси», бессмертный «Эй, ухнем!». Солист, юный, но уже многажды титулованный скрипач, Глеб Панов провел сольную виртуозную партию с воодушевлением и артистизмом. Повелителем этнических инструментов выступил Рамил Гайзуллин в Соло-фантазии Мурада Ахметова. Под звуки гудящего обертонами курая и других национальных музыкальных орудий в руках солиста, а также горлового пения, в обрамлении оркестра рождались образы башкирской степи с ее красотами нетронутой человеком флоры и фауны. Чистое удовольствие. Разность подходов к оркестровому искусству, обнаруженная Ярославским и Смоленским оркестрами, лишь подтверждает тезис: русский оркестр остается народным и как понятие мобильное дает возможность применять фантазию сообразно вкусу его художественного руководителя. Это ли не простор для творчества! Запись трансляции При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи активная ссылка обязательна. Оформление цитаты в печатных изданиях: Шабунина О. М. Маятник времени: о программе третьего дня фестиваля «Музыка России» // https://tremolo.net.ru/recenzii/view/mayatnik-vremeni. |
12 апреля 2024. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
11 апреля 2024 года. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных