
Академия народных инструментов
Балалайка, домра, гитара, гусли, мандолина, баян, аккордеон в концертной жизни России
Информационно-аналитический сайт
« Назад27.01.2024 11:16БУРЯТСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ВДНХ Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ сияет разноцветием культур народов нашего необъятного государства. В том ценность выставки и одна из магистральных задач – показать многоликость населения России и самобытность его творчества. 24 января 2024 года был объявлен на выставке днем Дальнего Востока и Арктики. Это обширная территория объединяет коренных народностей, говорящих на русском языке, но любящих свою историю, неповторимую культуру и обычаи своей малой родины. Родившись на Дальнем Востоке, проведя там юные годы, и прожив пять лет в Красноярске во время учебы, я была уверена, что буряты живут в Улан-Удэ (в этом городе мне довелось побывать) и собственно в Республике Бурятия. Выставка сыграла еще и просветительную роль. В Забайкальском крае нашей страны, в 150 километрах на юго-восток от краевого центра города Чита находится поселок городского типа Агинское – центр Агинского Бурятского округа, а это еще «дальневосточней» от Москвы. Большинство населения Агинского составляют этнические буряты, и здесь бережно хранят свою национальную культуру – песни, танцы, инструментальную музыку. Средоточием культурной жизни округа стал Государственный Национальный театр песни и танца «Амар сайн» – приветливое название означает «Здравствуйте!». Бурятская музыка богата национальными инструментами, традиции игры на которых сохраняются в бурятском национальном оркестре, существующем при театре «Амар-сайн». Шесть тысяч километров не стали препятствием для оркестра, показавшего свое искусство на ВДНХ в павильоне D. На концерте этого оригинального коллектива пришлось почувствовать себя иностранцем, объясняющим увиденную и услышанную музыкальную экзотику через привычную классификацию и аналогии с русскими инструментами. Струнные щипковые тамбуровидные и гуслеобразные, смычковые, молоточковые (по типу цимбал), духовые (флейтовые и язычковые) – целая энциклопедия в реальном звучании. Каждый инструмент представлен в коллективе в единственном числе (за исключением двух ятаг), и в этом особенность организации национальных оркестров. Тембры бурятских инструментов самобытны и неповторимы, как неповторимы узоры на национальных костюмах. Перед концертом артисты отзывчиво продемонстрировали звучание своих инструментов. В руках заслуженной артистки Забайкальского края Баиры Дагбаевой шударга́ (или ша́нза) откликнулась упругим и уверенным зучанием. Звук ио́чина сфокусированный и яркий продемонстрировала Нелли Куренова. Мягкий, матовый тембр ятаги показала Юлия Галданова. Звучание морин хуура может быть тягучим, как забайкальская степь, или стучащим, как топот коней; также инструмент умеет подражать лошадиному ржанию, недаром, его головка традиционно вырезается в виде конской головы. На морин хууре сыграл заслуженный артист Забайкальского края Жаргал Бадмадоржиев. Звук лимбы (лимбэ) напоминает щебетание степных птиц или свист ветра в тростниковых зарослях. Лимбэ может быть нескольких размеров, как объяснила Жанна Янгутова. Тембр эбэр буреэ, похожий на низкий тембр кларнета с «металлическим» саксофоновым оттенком, представил Амгалан Жамбалов. Ориентирование на сольное исполнительство, даже в рамках совместного, коллективного, столь характерное для музыкального фольклора, вылилось в программе в череду выходов артистов для показа возможностей своего инструмента. Часть номеров была исполнена в сопровождении коллег (морин хуур, эвэр буреэ, лимбэ, шанза), часть под записанные минусовки (ятага, иочин).
Программа концерта затрагивала разные направления, развиваемые сейчас национальными инструментами Бурятии. В основе репертуара мелодичные трогательные народные песни, которые звучали как в обработках для голоса и оркестра, так и в инструментальных фантазиях и сюитах. В этих песнях – любовь к родному краю, тонкая красота забайкальской степной природы. Когда слушаешь эти вольные напевы, носящие отпечаток доисторического времени, понимаешь, что и они внесли свою лепту в формирование интонационного словаря эпохи, из которого выросла русская классическая музыка. Парадоксально, но кажется, что без этой дышащей пентатоники, вибрирующего тремоло, узорчатой мелизматики не было бы многих страниц лирических пейзажей Чайковского, рафинированной томности Рахманинова, огненной живости Хачатуряна и многого другого. Тут и там рассыпаны в репертуаре бурятских музыкантов монгольские, калмыцкие, македонские, греческие песенные мотивы, а то мелькнет и интонация русской песни. Исполнение сопровождалось кадрами на большом экране, запечатлевшими ландшафты степей и долины рек, цветущие луга с буйством красок дикой растительности, стойбища степных кочевников. Директор оркестра Оюна Дарижапова оказалась певицей, замечательно владеющей национальным вокалом и знающей, похоже, тысячи народных напевов. Специальной установкой оркестра является исполнение переложений музыкальной классики. Амгалан Жамбалов на эбэр буреэ исполнил в сопровождении оркестра «Чардаш» Монти, убедительно проведя на своей прихотливой степной «валторне» и кантиленную, и виртуозную части. Расширение восприятия этнических инструментов – уход в стилистику музыкальной эстрады и рок-музыки. Баира Дагбаева на лимбе и Жанна Янгутова на шанзе дуэтом под «минусовку» исполнили композицию в стиле рок. Этническая шанза стала вмиг похожа на электрогитару, а с лимбой исполнительница обращалась в паузах как с палочкой для жонглирования. Исполнительский ансамбль отличался слаженностью в совместной игре и отчетливым звучанием каждого инструмента. Немало тому способствовала хорошая подзвучка, и постоянный гул на площадке павильона D не казался в этот раз критическим. Выступление включало элементы театра с уходом оркестра со сцены и последующим его возвращением, с переодеванием артистов (и для одного выхода стоило везти за шесть часовых поясов дополнительные платья и костюмы!), сцендвижением. Артисты оркестра – великолепные виртуозы на своем инструменте, ведь обучение на национальных бурятских инструментах ведется в системе «школа-училище-вуз». Руководитель оркестра Баатр Лиджи-Гаряев, темпераментно и чутко управлявший исполнением, в одном из номеров, оставив дирижирование, сел за этнический инструмент топшуур – вроде нашей балалайки. В программе значилось еще исполнение им на гармошке бурятского попурри, однако из-за ограничений времени программу пришлось сократить. Выступление оркестра бурятских инструментов привлекло достаточное количество публики, как просто слушающей и впитывающей, так и желающей запечатлеть на телефон кадры выступления и унести домой кусочек музыкальной культуры далекого региона. Звуковая поэзия оркестра бурятских инструментов словно пришла из детских книг, из сказок северных и дальневосточных народов. И всё это – бескрайняя Россия и ее неисчерпаемая культура. Текст, фото и видео Ольга Шабунина |
12 апреля 2024. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
11 апреля 2024 года. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных