Академия народных инструментов
Балалайка, домра, гитара, гусли, мандолина, баян, аккордеон в концертной жизни России
Информационно-аналитический сайт
« Назад30.10.2023 16:22Ольга Шабунина ТРИ ПЛЮС ЧЕТЫРЕ Сочетание балалайки и укулеле в одной программе выглядит неожиданно, притом, что укулеле вообще редко можно услышать в качестве концертного инструмента. Нюра Заяц разрушает шаблоны. Эксперименты со звучностью, флажолетная техника, фактурные расслоения, ирреально-космическая образность представляют бытовые инструменты с новой непривычной стороны.
Снег выпал без предупреждения, как это часто бывает в московском октябре. Но нечасто бывает, чтобы сразу в один день засыпало весь город. Велико было искушение остаться дома, но любопытство узнать, как укулеле и балалайка в качестве концертных инструментов будут делить одну сцену, победило. 27 октября 2023 года исполнительница на этих инструментах Нюра Заяц играла программу из своих авторских сочинений. Культурный центр «Дом», где проходило действо, – дом культуры, кусочек советской эпохи, затерявшийся и уцелевший среди новопостроенных высоток и торговых площадок. Черный куб зала, черные декорации помещают зрителя в футуристическое «заквадратье». Гаснет свет и прожектор высвечивает пространство солистки, границы которого отмечены звукопередающей аппаратурой и двумя струнными инструментами: балалайкой и укулеле. Три плюс четыре струны. Антураж способствовал раскрытию содержания программы концерта, когда тьма начинала казаться бесконечностью, открытой Вселенной, космическим пространством. Балалайка звучит одна. И не в том привычном, академически-народническом ключе. А это новая, я бы сказала, «эмансипированная балалайка». Эмансипированная в своем звучании – от трафаретов, приемов и звуковых клише, в том числе. Этот путь к русскому инструменту, новый взгляд на него открыл современный рыцарь балалайки Алексей Архиповский. Но, несмотря на очевидное влияние, у Нюры свой подход, оригинальные композиции и особое слышание фактуры. Монолитная программа-сюита, в которой один номер перетекает в другой без лишних в данном контексте слов (но, все-таки, по моему мнению, печатная программка со списком произведений для ориентирования по ходу концерта не помешала бы). В калейдоскопе состояний, образов, идей акцентированы несколько образных сфер, самостоятельных, но связанных между собой. Одна из них – игрушечная. Куклы, марионетки, балаган Петрушки, и исполнительница, как кукловод, заведует этим театром: то сама превращается в играющий манекен с угловатыми движениями головы, то уходящим вдаль «человечком» из пальцев «продлевает» уже угасший на инструменте звук. Другая сфера – самая, что ни на есть объективная. Космос, открытое пространство, ощущение погружения в которое создается стереофоническим объемным звучанием инструмента, мерцающего, блистающего флажолетами и звуками-звездочками (номера «Млечный Путь», «Кассиопея»). Объединяющим фактором, сквозным состоянием всей программы выступает психологичность, тонкие переживания, переплетенные с философией жизни (номера «Рождение», «Ананке»). При этом важны и танцевальные жанры в разных ракурсах: от русского перепляса до уличных танцев, перекочевавших в рок-музыку («Пляска дождя», «Красная горка», «Попробуем вместе»). Казалось бы, достичь на балалайке разветвленного многоголосия невозможно. Однако, благодаря специальным приемам достигается и многоголосие и даже, скорей, многофактурность. Каждая струна мыслится как отдельный инструмент с обособленными приемами. Тремоло, вибрато, пиццикато, необычайно развитая флажолетная техника. Даже строй балалайки подбирается для разных пьес свой, а унисонные струны отменены. Полифония фактур собственно и выступает тем главным методом, который позволяет балалайке выступать в одиночестве без сопровождения. Впрочем, сопровождение все же было в виде небольших бубнов и кастаньет и еще некоторых легких «погремушек», прикрепляемых на ступню. Безусловную помощь оказывал специальный электронный звукоусилитель: «Аналоговая мульти-педаль, – уточняет солистка. – Она дает такие эффекты обработки звука, как реверберация, дилэй, эквалайзер» [1]. Но вся эта электронная поддержка – звуковой шлейф, так сказать, свита, которая играет короля. Вернее, королеву. Другой герой программы – укулеле – воспринимался как ближайший родственник балалайки. Маленькая четырехструнная гавайская гитара, предназначенная для аккомпанирования бытовым песням, вдруг оказалась сходной с балалайкой по звучанию и приемам игры. Как говорится, с кем поведешься, на того и будешь похож.
Фото предоставлено Нюрой Заяц Оба инструмента говорили музыкальными интонациями разных национальностей: Россия, Грузия, Испания, Италия. Эта национальная почвенность (при абсолютности и «космичности» музыки) чувствовалась во всей программе, а некоторые номера носили специальные названия: «Мы – русские», «Евразия». Все эти звуковые находки осуществимы лишь благодаря технической подкованности исполнительницы. Нюра Заяц прошла академическую исполнительскую школу. Среди ее учителей – мэтр балалаечной педагогики, красноярский профессор Владимир Аверин. Продолжением «университетов» стал барнаульский оркестр «Сибирь», в котором Нюра играла много лет – не отсюда ли по-оркестровому многофактурное восприятие трехструнной русской красавицы? Нюра Заяц много записывается в студии, и от этого филигранное отношение к звуку, не допускающее фальши. Балалайка и укулеле оказались инструментами, с помощью которых можно создавать эксклюзивные звуковые иллюстрации. Творчество талантливой артистки, какой показала себя Нюра Заяц, показывает, что их исполнительские возможности еще далеко не исчерпаны. [1] Из личной переписки. Дилэй – эффект эха. Эквалайзер – стереофонический эффект. При использовании материалов сайта, цитировании и использовании текста этой статьи – активная ссылка обязательна. Оформление цитаты: Шабунина О. М. Три плюс четыре : Концерт Нюры Заяц в культурном центре «Дом» // https://tremolo.net.ru/recenzii/tri-plus-chetyre. |
12 апреля 2024. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
11 апреля 2024 года. 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных